· величина издержек и возможности хранения продукции. Если имеются возможности хранения продукции до лучшего положения на рынке, то предложение эластично, и наоборот;
· гибкость производственных систем. Если продавец может быстро отреагировать увеличением количества товаров на относительно небольшое изменение цены, то предложение эластично;
· стоимость и доступность ресурсов. Если дополнительные издержки производства высоки, то предложение имеет тенденцию быть неэластичным относительно цены, и наоборот, если дополнительные единицы товаров могут быть произведены при тех же издержках, то предложение эластично;
·
важнейшее
значение для эластичности предложения имеет, однако, фактор времени, т.е. период, в течение
которого производители имеют возможность приспосабливать объем предложения к
изменению цены. Различают три временных интервала:
1. кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В силу отсутствия времени для такой реакции предложение абсолютно неэластично;
2. краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования. Степень эластичности предложения невелика — за счет увеличения загрузки уже существующих мощностей можно получить лишь ограниченный прирост производства;
3. долгосрочный период, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий. В долгосрочном периоде при благоприятном изменении спроса наращиванию предложения почти нет границ. Поэтому кривая весьма эластична.
5.5.
Практическое значение теории эластичности
Теория
эластичности имеет важное значение для определения
экономической политики фирм и правительства.
Ценовая политика фирм. В своей ценовой политике фирмы должны предусмотреть реакцию покупателей на изменение цен на свой товар. Изменение объема продаж влияет на объем выручки и финансовое положение продавца.
· при эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, которое ведет к увеличению общей выручки;
· при спросе единичной эластичности прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной;
· при неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается.
Таким образом, знания об эластичности спроса нужны и продавцу и покупателю, чтобы оптимизировать свое поведение на рынке. Если фирма знает спрос на свой товар и его эластичность, она может определить, по какой цене следует продавать товар, чтобы обеспечить максимальную выручку.
Налоговая
политика государства. Налоги
включаются в цену продаваемого товара,
и, следовательно, влияют на равновесную цену
. В целом результаты введения новых
налогов при разной степени эластичности спроса и предложения сведены вместе в
таблице 5.1.
Таблица 5.1
Последствия повышения налогов при разной эластичности спроса и предложения
Чем выше эластичность предложения, тем: |
Чем выше эластичность спроса, тем: |
Выше рост цен |
Ниже рост цен |
Сильнее падение объема |
Сильнее падение объема |
Меньше налоговые поступления |
Меньше налоговые поступления |
Меньше потери производителя |
Больше потери производителя |
Больше потери потребителя |
Меньше потери потребителя |
Ключевые слова и понятия
Спрос, цена спроса
, закон спроса
, неценовые факторы спроса
, предложение товаров
, цена предложения
, закон предложения
, неценовые факторы предложения
, рыночное равновесие
, равновесная цена
, ценовая эластичность спроса
, эластичный спрос
, неэластичный спрос
, спрос единичной эластичности
, абсолютно неэластичный спрос
, абсолютно эластичный спрос
, перекрестная эластичность спроса
, эластичность спроса по доходу
, эластичность предложения
, неэластичное предложение
, эластичное предложение
, предложение единичной эластичности
.
6.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.