Экономическая теория: Курс лекций (Темы 1-16: Предмет, метод и основные этапы развития экономической теории. Макроэкономическое равновесие и определение уровня национального дохода), страница 32

Совокупность перечисленных достоинств делает совершенную конкуренцию одним из самых эффективных типов рынка. Собственно говоря, когда мы говорим о саморегуляции рынка, автоматически приводящей экономику в состояние оптимума — речь идет о совершенной конкуренции.

Вместе с тем, совершенная конкуренция не лишена и ряда недостатков:

1.  Малые предприятия, типичные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам.

2.  Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-технический прогресс. Небольшим фирмам обычно не хватает средств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.

11.

Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Тезисы

Общие черты рынка несовершенной конкуренции.

Понятие монополии. Чистая монополия. Естественная монополия. Монопольное ценообразование. Монополия и эластичность спроса. Максимизация прибыли монополии. Монопсония. Оценка монопольной власти. Ценовая дискриминация. Последствия деятельности монополий. Антимонопольная политика — основные принципы и механизм действия.

Характеристика рынка монополистической конкуренции. Ценообразование и определение объема производства фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочный и долгосрочный период. Сочетание ценовой и неценовой конкуренции. Роль рекламы. Дифференциация продукта как способ рыночной адаптации российской промышленности.

Характеристика рынка олигополии. Дифференцированная и чистая олигополия. Ценообразование и определение объема производства фирмы в условиях олигополии. Взаимозависимость олигополистов. Модель Курно. Дилемма заключенного. Модели поведения олигополистов — нескоординированная олигополия (ломаная кривая спроса), картели, картелеподобная структура рынка (лидерство в ценах). Принцип ценообразования «издержки плюс».

Проблема монополизации российского рынка. Особенности антимонопольной политики в России.

11.1.

Общие черты несовершенной конкуренции

Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно. Данная глава посвящена рассмотрению поведения фирм на рынках несовершенной конкуренции.

Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются:

·  значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;

·  неоднородность продукта;

·  наличие барьеров для входа в отрасль;

·  несовершенство информации.

Каждый из этих факторов в отдельности, или все они вместе, способствуют нарушению рыночного саморегулирования. Отдельные фирмы приобретают рыночную власть — могут влиять на уровень цен и объем предложения на рынке. Если на рынке совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке несовершенной конкуренции такое влияние существует — поведение фирмы становится значимым в масштабах отрасли.

Поэтому главным критерием рынка несовершенной конкуренции можно назвать отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы.

11.2.

Чистая монополия

Характерные черты. Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. «моно» — один, «полио» — продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.