2. отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций;
3. существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).
Партнерство — это фирма, организованная рядом
лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Основные права здесь
принадлежат всем партнерам. Они осуществляют эффективный контроль над
деятельностью друг друга. Партнерства типичны для различных сфер
интеллектуальной деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина и
т. д. Они, как правило, жизнеспособны при ограниченном числе участников.
В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью. Это означает, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью).
Партнерства разделяют большинство достоинств частнопредпринимательской фирмы (в частности, их легко организовать и ими несложно управлять). В то же время, они обладают рядом преимуществ по сравнению с частнопредпринимательской фирмой. Здесь уже в большей мере можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении, легче преодолеть финансовые барьеры для начала и продолжения деятельности.
Как и частнопредпринимательская фирма, партнерства обладают рядом недостатков:
1. скудость финансовых средств;
2. неограниченная ответственность;
3. разделение функций, в результате которого может возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость интересов;
4. угроза потенциального распада партнерства (в результате возникающих противоречий или выхода из дела одного из партнеров).
Иногда по типу
партнерства организованы большие трудовые коллективы. Так возникли самоуправляющиеся фирмы югославского типа. В этом случае
владельцами предприятия являются все — как владельцы интерспецифических, так и
общих ресурсов. Все они имеют одинаковые права.
Поскольку все стратегические вопросы решаются совместно, нередким является распределение прибыли в пользу настоящего (повышения зарплаты) и в ущерб будущему (инвестициям в производство). «Проедание» средств создает инвестиционный голод и, как следствие, медленные темпы научно-технического прогресса и развития производства.
Корпорация — это фирма, имеющая форму юридического
лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное
предприятие. Покупая ценные бумаги
(акции
и облигации
), индивиды
(домохозяйства) становятся
собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг возможно быстрое привлечение
финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода
(дивиденд
) и рискуют только той суммой, которую
они заплатили при покупке акций (облигаций). Кредиторы предъявляют иск к
корпорации в целом, но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной
ответственности).
Более глубокая специализация, широкое привлечение высококвалифицированных кадров способствуют росту эффективности корпорации. Благодаря корпорациям стало возможным внедрение достижений научно-технического прогресса, постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, освоение технологий массового производства.
Корпорация — это специфический тип деловых предприятий, который имеет форму существования, отличную от физических лиц (форма юридического лица). Корпорация существует независимо от ее владельцев — акционеров. Если им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свой пай, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэтому современные корпорации характеризуются известной стабильностью. Они сохраняют свои специфические ресурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.