2.
При единичной эластичности
спроса цена и величина спроса
изменяются одинаковыми темпами, то есть процентное изменение цены и процентное
изменение величины спроса совпадают.
3.
Если
спрос неэластичен
, изменение цены товара на 1% меняет
величину спроса менее чем на 1%.
4.
При абсолютно эластичном
спросе
любое повышение цены приведет к
падению величины спроса практически до нуля, а сколь угодно малое понижение
цены может увеличить спрос на него до бесконечности.
5.
Если
спрос абсолютно
неэластичен
, то, как бы продавец ни менял цену на
товар, объем спроса будет оставаться постоянным.
На ценовую эластичность спроса влияют следующие факторы:
1.
Наличие
заменителей. Чем больше товаров-субститутов
, тем эластичнее спрос на данный товар.
2. Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном, т.к. покупателям нужно время, чтобы найти товары-заменители.
3. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).
4. Значимость товара. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным — на все другие группы товаров.
Перекрестная
эластичность. Перекрестная эластичность
показывает, насколько изменится спрос
на товар X при изменении цены на товар Y. Если с повышением цены на товар Y
растет спрос на товар X, то речь идет о взаимозаменяемых товарах
(товарах-субститутах). Если повышение цен на товар Y ведет к уменьшению спроса
на товар X, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами.
Эластичность
спроса относительно дохода.
В современной экономической науке
используется также показатель эластичности спроса относительно дохода, который
показывает, насколько изменится спрос на товар
под влиянием изменения дохода
потребителя.
Поскольку потребитель по-разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода, то и показатель эластичности спроса по доходу может иметь различные положительные и отрицательные значения. Если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна. В этом случае речь идет о стандартном нормальном товаре, допустим, дополнительных парах обуви, которую потребитель может позволить себе купить при возрастании дохода. Если при этом рост спроса опережает рост дохода, то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования.
Но возможна и противоположная ситуация, когда показатель эластичности спроса по доходу отрицателен. В этом случае увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т. д.).
Эластичность
предложения.
Чувствительность объема предложения к
изменению рыночной цены показывает эластичность предложения, которую можно
определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и
услуг в ответ на изменение рыночной цены.
Измерение эластичности предложения также производится с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены.
Варианты эластичности предложения.
1.
Если
предложение эластично
, то изменение величины предложения
превышает вызвавшее его изменение уровня цены.
2.
Если
предложение неэластично
, цена изменяется больше, чем величина
предложения.
3.
При единичной эластичности
предложения уровень цены и величина
предложения изменяются одинаково.
Кроме того,
эластичность предложения также может принимать крайние значения —абсолютно эластичное
и абсолютно неэластичное
предложение.
К факторам, воздействующим на ценовую эластичность предложения, относятся:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.