2. При единичной эластичности спроса цена и величина спроса изменяются одинаковыми темпами, то есть процентное изменение цены и процентное изменение величины спроса совпадают.
3. Если спрос неэластичен, изменение цены товара на 1% меняет величину спроса менее чем на 1%.
4. При абсолютно эластичном спросе любое повышение цены приведет к падению величины спроса практически до нуля, а сколь угодно малое понижение цены может увеличить спрос на него до бесконечности.
5. Если спрос абсолютно неэластичен, то, как бы продавец ни менял цену на товар, объем спроса будет оставаться постоянным.
На ценовую эластичность спроса влияют следующие факторы:
1. Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.
2. Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном, т.к. покупателям нужно время, чтобы найти товары-заменители.
3. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).
4. Значимость товара. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным — на все другие группы товаров.
Перекрестная эластичность. Перекрестная эластичность показывает, насколько изменится спрос на товар X при изменении цены на товар Y. Если с повышением цены на товар Y растет спрос на товар X, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товарах-субститутах). Если повышение цен на товар Y ведет к уменьшению спроса на товар X, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами.
Эластичность спроса относительно дохода. В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода, который показывает, насколько изменится спрос на товар под влиянием изменения дохода потребителя.
Поскольку потребитель по-разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода, то и показатель эластичности спроса по доходу может иметь различные положительные и отрицательные значения. Если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна. В этом случае речь идет о стандартном нормальном товаре, допустим, дополнительных парах обуви, которую потребитель может позволить себе купить при возрастании дохода. Если при этом рост спроса опережает рост дохода, то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования.
Но возможна и противоположная ситуация, когда показатель эластичности спроса по доходу отрицателен. В этом случае увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т. д.).
Эластичность предложения. Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения, которую можно определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.
Измерение эластичности предложения также производится с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены.
Варианты эластичности предложения.
1. Если предложение эластично, то изменение величины предложения превышает вызвавшее его изменение уровня цены.
2. Если предложение неэластично, цена изменяется больше, чем величина предложения.
3. При единичной эластичности предложения уровень цены и величина предложения изменяются одинаково.
Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения —абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение.
К факторам, воздействующим на ценовую эластичность предложения, относятся:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.