Экономическая теория: Курс лекций (Темы 1-16: Предмет, метод и основные этапы развития экономической теории. Макроэкономическое равновесие и определение уровня национального дохода), страница 3

XIX в. был ознаменован появлением марксизма, оказавшего заметное влияние на экономическую науку и общественную жизнь в XIX и XX вв. Создатели этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс положили в основу своей теории рассмотрение социально-экономических отношений как общественной формы развития производительных сил. Разработанная ими политическая экономия стала изучать производственные отношения общественных формаций, последовательно сменяющих друг друга, с позиции классового подхода.

В конце XIX в. возник маржинализм. Основоположниками этого направления стали экономисты австрийской школы — К. Менгер, Ф. Визер, Е. фон Бем-Баверк. Они исходили из субъективных оценок хозяйствующих субъектов. На первый план выдвигалась проблема полезности благ. Ими была разработана теория предельной полезности.

В 1890 г. А. Маршалл, основатель Кембриджской школы, в книге «Принципы экономикса» впервые употребил термин «экономикс». Предметом исследования «экономикса» является анализ поведения «экономического человека» в процессе взаимоотношения между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности применения.

В 30-е гг. XX в. появилось радикально новое направление —кейнсианство, названное по имени его основателя Дж.М. Кейнса. В центр внимания кейнсианства были поставлены проблемы макроанализа и обоснования необходимости государственного регулирования экономики.

После Второй Мировой войны появились новые теории и направления, например, неоклассическая школа, провозгласившая доктрину монетаризма. Основателем ее является американский экономист М. Фридмен. Он выступал против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Главным регулирующим фактором экономики Фридмен считал деньги.

Теория неоклассического синтеза, автором которой является американский экономист П. Самуэльсон, представляет собой сочетание идей неоклассической школы, придающей решающее значение денежному обращению, и кейнсианских рекомендаций по государственному регулированию экономики. П. Самуэльсон, среди множества определений предмета экономической теории (экономикс), указывал, что это наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей, о путях использования ограниченных производственных ресурсов, допускающих альтернативные способы применения для достижения поставленных целей.

Ключевые слова и понятия

Экономическая теория, политическая экономия, экономикс, предмет науки, метод и методология, микроуровень, макроуровень, мегауровень, меркантилизм, физиократы, классическая политэкономия, марксизм, кейнсианство, монетаризм, неоклассический синтез.

2.

Основные проблемы экономического развития

Тезисы

Экономическая организация общества. Три основных вопроса, решаемых в обществе: что, как и для кого производить?

Потребности людей. Блага. Экономические и неэкономические блага. Потребительские и производственные блага. Частные и общественные блага.

Ресурсы. Редкость (ограниченность ресурсов). Факторы производства.

Хозяйственная деятельность. Процесс труда. Средства и предметы труда, орудия труда. Общественное производство и воспроизводство. Производительные силы и производственные отношения. Целостность производства, распределения, обмена и потребления.

Ограниченность экономических ресурсов и неограниченность потребностей. Кривая производственных возможностей. Экономический выбор. Рациональное экономическое поведение.

2.1.

Потребности общества и блага, необходимые для их удовлетворения

Хозяйственная жизнь любого общества основана на необходимости удовлетворять потребности людей. Вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? являются основными вопросами любой экономической организации. Наша цель — раскрыть содержание узловых проблем экономической организации общества.