Экономическая теория: Курс лекций (Темы 1-16: Предмет, метод и основные этапы развития экономической теории. Макроэкономическое равновесие и определение уровня национального дохода), страница 18

Товаром Гиффена называется низкокачественный товар, который занимает значительное место в структуре потребления. В этом случае положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цен), поэтому спрос на товар Гиффена падает при снижении цен, увеличивается при их росте.

Ключевые слова и понятия

Полезность, общая полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, кривая безразличия, зона замещения, предельная норма замещения, линия бюджетного ограничения, равновесие потребителя, эффект дохода, эффект замещения, нормальный товар, низкокачественный товар, товар Гиффена.

7.

Экономическая природа фирмы

Тезисы

Теория фирмы — технологический (функциональный) и институциональный подходы. Основные понятия институциональной теории фирмы — трансакционные издержки, специфичность активов или ресурсов, оппортунистическое поведение, контракт. Общие, специфические и интерспецифические активы. Понятие контракта. Классический, неоклассический и отношенческий контракты.

Предприятие и фирма. Горизонтальное и вертикальное комбинирование предприятий.

Условия развития предпринимательской деятельности. Сущность предпринимательства. Природа предпринимательской прибыли.

Социально-экономические и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Единоличные хозяйства. Партнерство. Акционерное общество. Преимущества и недостатки каждой из существующих форм. Формирование предпринимательской структуры в России.

Структура экономики: малые предприятия, их преимущества и недостатки. Средние предприятия. Крупные корпорации. Проблемы взаимоотношений собственников (владельцев акций) и управляющих корпорации. Венчурные компании, их роль в развитии НТП.

7.1.

Теория фирмы

Рассматривая ход экономических процессов, мы постоянно сталкивались с предприятием или фирмой в качестве их главного субъекта. В данной лекции мы рассмотрим основы функционирования фирмы как организации, основные виды фирм, достоинства и недостатки каждого их вида.

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Фирма — это экономический субъект, который занимается производственной и коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

Стихийный и планомерный порядок. Существуют две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. Однако в первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором — путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.

Рынок предполагает обособление средств производства, фирма — их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме — прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.

Существование фирм в рыночной экономике требует научного объяснения. Если рыночный механизм является достаточно совершенным, то почему возникают фирмы?

Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами определенных факторов производства.

Основные типы контрактов. В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов: а) классический, б) неоклассический, в) отношенческий или имплицитный.

Классический контракт — это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий.