Товаром
Гиффена называется низкокачественный товар,
который занимает значительное место в структуре потребления. В этом случае
положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в
случае снижения цен), поэтому спрос на товар Гиффена
падает при снижении цен, увеличивается
при их росте.
Ключевые слова и понятия
Полезность, общая полезность
, предельная полезность
, закон убывающей предельной полезности
, кривая безразличия
, зона замещения
, предельная норма замещения
, линия бюджетного ограничения
, равновесие потребителя
, эффект дохода
, эффект замещения
, нормальный товар
, низкокачественный товар
, товар Гиффена
.
7.
Экономическая природа фирмы
Тезисы
Теория фирмы — технологический
(функциональный)
и институциональный подходы. Основные
понятия институциональной теории фирмы
— трансакционные издержки
, специфичность активов
или ресурсов
, оппортунистическое поведение
, контракт. Общие
, специфические
и интерспецифические
активы. Понятие контракта
. Классический
, неоклассический
и отношенческий контракты
.
Предприятие и фирма. Горизонтальное и вертикальное
комбинирование предприятий.
Условия развития
предпринимательской деятельности. Сущность предпринимательства. Природа
предпринимательской прибыли.
Социально-экономические
и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Единоличные
хозяйства. Партнерство. Акционерное общество
. Преимущества и недостатки каждой из
существующих форм. Формирование предпринимательской структуры в России.
Структура
экономики: малые предприятия, их преимущества и недостатки. Средние
предприятия
. Крупные корпорации
. Проблемы взаимоотношений
собственников (владельцев акций
) и управляющих корпорации. Венчурные
компании
, их роль в развитии НТП
.
7.1.
Теория фирмы
Рассматривая ход
экономических процессов, мы постоянно сталкивались с предприятием или фирмой
в качестве их главного субъекта. В
данной лекции мы рассмотрим основы функционирования фирмы как организации,
основные виды фирм, достоинства и недостатки каждого их вида.
Одним из основных
элементов рыночного хозяйства является фирма. Фирма — это экономический субъект,
который занимается производственной и коммерческой деятельностью и обладает
хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких
размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию).
Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с
целью максимизации прибыли.
Стихийный
и планомерный порядок. Существуют две основные формы организации экономической
деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок
, предполагающий создание иерархических
структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между
экономическими агентами. Однако в первом случае такая координация
осуществляется через рынок, а во втором — путем объединения (кооперации)
индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.
Рынок предполагает обособление средств
производства, фирма — их концентрацию. В условиях рынка господствуют
косвенные методы контроля, на фирме — прямые. Рынок исключает диктат, он
основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие,
основывается на административных формах управления.
Существование
фирм в рыночной экономике требует научного объяснения. Если
рыночный механизм является достаточно совершенным, то почему возникают фирмы?
Согласно
Р. Коузу и его последователям, основу фирмы
составляет пучок контрактов
между владельцами определенных
факторов производства.
Основные типы контрактов. В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов: а) классический, б) неоклассический, в) отношенческий или имплицитный.
Классический
контракт — это двусторонний контракт,
основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия
сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.