Существование монополии
связано с наличием четырех основных
условий.
1. Одному продавцу противостоит большое количество покупателей.
2.
Отсутствие
совершенных заменителей товара
. Монополист выступает единственным
производителем уникальной продукции, у которого нет сколько-нибудь близких
товаров-субститутов
, что вынуждает покупателей приобретать
товар только у него.
3.
Отсутствие
свободы входа на рынок
. Монополия существует тогда, когда
другим фирмам представляется невыгодным или невозможным войти в отрасль.
Входные барьеры многочисленны и разнообразны: наличие патентов,
правительственных лицензий, квот, высоких пошлин на импорт товаров; контроль
над источниками поступления сырья и других специфических ресурсов; высокие
транспортные расходы, способствующие формированию изолированных локальных
рынков; наличие положительного эффекта масштаба.
4.
Монополия
может быть оправдана с точки зрения экономической эффективности, когда экономия
от масштаба производства настолько велика, что единственная фирма может
обеспечить продукцией весь рынок при меньших издержках, чем несколько открыто
конкурирующих фирм. Отрасли, в которых такая ситуация имеет место, называются
«естественными монополиями»
. Благоприятность рыночных условий для
естественной монополии требует их государственного регулирования.
Итак, фирма
имеет монопольную силу (власть), если
она может диктовать покупателям предпочитаемые ею цены и объемы производства
продукции. Степень, до которой отдельный продавец может использовать
монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от
его доли в общих продажах на рынке. Поэтому, чтобы обладать монопольной
властью, необязательно быть чистым монополистом, но при этом именно чистая
монополия представляет собой крайний случай рыночной власти.
Определение
цены и объема производства. Если кривая спроса
на продукцию совершенного конкурента
бесконечно эластична, то, напротив, у монополиста она стремится к максимальной
неэластичности. Следовательно, совершенно конкурентная фирма
, будучи ценополучателем, может
максимизировать прибыль
, лишь варьируя объем производства,
тогда как монополист может достичь этой цели, варьируя либо объем производства,
либо уровень цены. Его поведение и основано на выборе высокой цены при
небольшом количестве продаваемых товаров.
Если в условиях
совершенной конкуренции цена равна предельному доходу (см. тему 10), то
на монополизированном рынке цена выше предельного дохода. Это является основой
получения монопольной прибыли
. Пределами роста цен на рынке
монополий являются платежеспособный спрос потребителей и эластичность спроса по
цене
. Для понимания ценовой стратегии
монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и
выручки. Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки,
когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки.
Поэтому монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.
Ценовая
дискриминация. Ценовая дискриминация
состоит в том, что одинаковые товары
фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их
платежеспособности.
Это происходит при следующих предпосылках:
1. если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;
2. если можно сегментировать рынок — разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;
3. если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.
Цены могут различаться в зависимости от качества товара или услуги; объема потребления (скидки оптовым покупателям); дохода покупателя, если он известен продавцу; времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т.д.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.