В 1704 году началось строительство крепости Кроншлот (Кронштадт) на острове Котлин, и Петру часто приходилось приезжать туда. Дорога шла сначала по суше, вдоль южного берега Финского залива, а затем по морю. Для отдыха царя в 30 километрах от Петербурга устроили мызу, которая получила название "Петергоф" - "Петров двор". Через несколько лет на берегу залива царь решил строить парадную загородную резиденцию, которая стала именоваться также - "Петергоф". По замыслу Петра весь грандиозный комплекс сооружений Петергофа должен был стать своеобразным памятником победе России над Швецией, ведь и сама резиденция находилась на берегу Финского залива, отвоеванного у шведов. В 1714 году на естественной террасе, которая возвышалась над берегом, началось строительство дворца, внизу перед ним должен был раскинуться огромный прекрасный парк с прудами и фонтанами. Петр с большим вниманием следил за строительными работами, сохранились собственные наброски и чертежи царя, в которых он сам определил композиционный план Нижнего парка. По сути, этот план и был осуществлен: от залива к террасе с главным петергофским дворцом вел канал, деливший парк на две почти симметричные части. По этому каналу гости, которые приплывали в Петергоф по заливу, могли так же по воде на своих судах подойти к самому подножью дворца. Терраса перед центральным дворцовым фасадом была украшена великолепным каскадом фонтанов со скульптурами, при этом каждая скульптура изображала кого-то из античных богов, героев, которые аллегорически "рассказывали" всем пришедшим в парк о могуществе России, о главных победах в войне со Швецией, о господстве России на море. В центре бассейна, перед каскадом, поместили главный фонтан Петергофа - "Самсон, раздирающий пасть льва", который стал памятником победе в сражении под Полтавой - главной победе Северной войны, ведь, как известно, Полтавская битва произошла 27 июня 1709 года, в день Св. Сампсония. Парки Петергофа были устроены в соответствии с модным тогда в Европе "регулярным" или "французским" стилем. В обе стороны от Морского канала расходились прямые аллеи, по сторонам которых росли деревья и кустарники с кронами правильной геометрической формы, места пересечения аллей украшали скульптуры и фонтаны. Именно фонтаны стали главным чудом Петергофа. И в этом тоже был символический смысл, ведь укрощенная вода олицетворяла господство России на пространстве Балтийского моря. В парке построили еще несколько небольших дворцов-павильонов, любимейшим из которых у Петра был дворец Монплезир ("Мое удовольствие") на самом берегу залива. Официальное открытие летней резиденции состоялось в августе 1723 года. Император и гости прибыли в Петергоф из Кронштадта, где проходил большой морской парад. По воспоминаниям присутствовавших на этом приеме, гости прибыли ко дворцу по морскому каналу, при этом флотилия, пришедшая в Петергоф, насчитывала 115 судов! Петр сам с гордостью показывал гостям дворцы и фонтаны. А вечером состоялся грандиозный фейерверк. Цель Петра - удивить, поразить иностранных гостей великолепием и роскошью своей резиденции - была достигнута. У петергофских парков большая и прекрасная история. Уже после смерти Петра в 18 веке и позже, в 19 веке здесь работали лучшие архитекторы, скульпторы, садовые и фонтанные мастера, которые создавали настоящие шедевры. Сегодня Петергоф по праву считается жемчужиной среди загородных музеев Петербурга, и каждый приезжающий в северную столицу России непременно стремится посетить это удивительное место.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.