Известно, что в петровское время мостов через Неву не строили, ведь река была настолько важной судоходной артерией, что любой мост стал бы препятствием для прохождения судов. Летом на Неве работали переправы, а зимой реку переходили и переезжали по льду. Существовала даже целая церемония открытия сезонных переправ после ледохода летом и ледостава зимой: барабанный бой и три пушечных выстрела из крепости, а затем сам Петр, если был в этот момент в Петербурге, переправлялся первым. Однако с каждым годом надежная постоянная связь между берегами Невы, особенно между ее Адмиралтейской частью и Васильевским островом, требовалась все больше. Техника того времени не давала возможности построить такой мост, который бы не мешал проходить по Неве достаточно большим кораблям. Кроме того, и сама Нева - очень сложная река: она имеет быстрое течение, и мощный весенний ледоход мог бы повредить опоры моста, да и дно реки состоит из слабых грунтов, а ее глубина в некоторых местах достигает 15-20 метров. Поэтому первой относительно постоянной переправой через Неву стал наплавной мост. Наплавные мосты строились в России и раньше. Плавучими опорами для них служили баржи, плашкоуты (несамоходные грузовые суда), понтоны, лодки, на которые клали пролеты моста. Для устойчивости опор использовались якоря или оттяжки, закрепленные на берегу. В случае необходимости такой мост достаточно быстро разбирался, можно было также "раздвинуть" какую-то часть моста для прохождения судов, что было особенно важно для Петербурга. Для обслуживания моста нужна была постоянная команда из 20 - 30 человек. Первый наплавной мост был наведен в 1727 году, он соединил Васильевский остров и Адмиралтейскую часть Петербурга. Мост назвали Исаакиевским, потому что находился напротив церкви Исаакия Далматского (у нынешней пл. Декабристов). Мост построил бомбардир - лейтенант Филипп Пальчиков. Однако простоял этот мост только одно лето, к зиме его разобрали и в следующем году наводить не стали. Только через пять лет, в 1732 году, тому же Пальчикову было снова поручено без "всякого замедления" соорудить на прежнем месте новый наплавной Исаакиевский мост. Для того, чтобы ускоритьстроительство, распорядились даже использовать частные барки. Мост был сооружен достаточно быстро, но оказалось, что опоры, сделанные из купеческих барок, очень ненадежны, и уже в следующем году мост был разрушен сильным штормом. В 1733 году корабельный мастер Г. Соловьев построил на этом же месте новый наплавной мост. Для него изготовили специальные надежные плашкоуты. Этот мост и стал надежной переправой через Неву на многие десятилетия. Осенью его разбирали, а весной, после ледохода, снова наводили. После 1779 года мост стали наводить и зимой, для этого во льду прорубали канал, чтобы установить плашкоуты, и хоть это было трудоемко и неудобно, со всеми трудностями приходилось мириться, чтобы и зимой иметь надежную переправу. Поскольку уход за мостом требовал больших средств, за проход и проезд по нему брали плату: с прохожего - по одной копейке, с лошади - по две копейки, с владельца кареты - по пять копеек. Лишь в 1754 году императрица Елизавета отменила плату "мостовых денег". Надежность моста постоянно проверяли, совершенствовали его конструкцию. В 20-х годах 19 века, когда реконструировали Сенатскую площадь, перестроили и мост. Он стал более надежным и красивым, были построены специальные береговые устои со спусками, огражденными перилами. Ширина моста в это время была 18 метров, от проезжей части отделили тротуары шириной по 1,8 метра. Была предусмотрена также специальная конструкция для пропуска судов. Мост освещали керосиновые фонари. В 1850 году закончили строительство постоянного металлического Николаевского моста (на месте нынешнего моста Лейтенанта Шмидта), наплавной мост передвинули выше по Неве, к Стрелке Васильевского острова и переименовали в Дворцовый. Однако, когда в 1912 году начали сооружать металлический Дворцовый мост, наплавной мост вернулся на прежнее место и снова стал Исаакиевским. В таком виде он просуществовал еще четыре года. А в 1916 году произошла трагедия. Исаакиевский мост, который по-прежнему освещался керосиновыми фонарями, имел в одном из плашкоутов запас керосина. Жарким днем 11 июня 1916 года от искры проходящего парохода бак с керосином загорелся, и пламя быстро охватило весь мост. Прибывшие пожарные не смогли его потушить. Куски горящего моста поплыли вниз, к Николаевскому мосту и там еще долго догорали. Восстанавливать мост не стали. Так закончилась история первого петербургского моста через Неву. Если мы сегодня внимательно посмотрим с Васильевского острова на противоположный берег Невы, туда, где стоит знаменитый Медный всадник, то увидим старые каменные устои наплавного Исаакиевского моста.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.