История создания Санкт-Петербурга, страница 4

В ноябре 1704 года на левом берегу Невы напротив Васильевского острова состоялась закладка судостроительной верфи. Место для нее Петр I выбрал сам, предварительно обследовав берега невской дельты. Необходимость построить верфь рядом с Финским заливом была для царя очевидной: до этого русские боевые корабли сооружались в Лодейном Поле, а потом их нужно было привести в Петербург через бурную Ладогу и по Неве. Не все корабли доходили до столицы из-за штормов, и даже те, что прибывали в Петербург, часто требовали ремонта. Но новая верфь, по замыслу Петра, должна была стать не просто местом, где строили боевые корабли. По приказу царя на берегу Невы строилась верфь - крепость. О знаменательном моменте закладки новой верфи сохранилась запись самого Петра: "Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен". Первый план верфи принадлежал самому царю, и Петр постоянно был в курсе всех деталей строительства. Адмиралтейские сооружения должны были выглядеть, как широкая буква "П", развернутая к Неве. Одновременно с главным здание - "Адмиралтейским домом" - сооружались мастерские, эллинги, амбары, подъемные мосты, ворота. Почти одновременно началось и строительство кораблей: первые суда были заложены тоже в ноябре 1704 года. К ноябрю 1705 года на крепостных бастионах Адмиралтейства установили около 100 пушек, были построены подъемные мосты, ворота. Строительство верфи шло трудно. Тысячи рабочих в тяжелых условиях, болея и умирая, работали здесь от зари до темна. Большое наводнение 1705 года прервало работы и причинило новой крепости огромный ущерб. Но, несмотря на все трудности в апреле 1706 года на воду было спущено первое судно - 18-пушечный корабль, конструкция которого приписывается Петру. На берегах Невы появилась верфь - крепость, построенная по всем правилам фортификации того времени. В 1719 году Адмиралтейскую верфь стали расширять, причем строительство решили вести из камня. Тогда и появился в центре главного здания шпиль с корабликом наверху, ставший впоследствии одним из символов Петербурга. Получилось так, что в боевых целях Адмиралтейская верфь - крепость никогда не использовалась, а после заключения Ништадтского мира она потеряла всякое оборонное значение. К концу царствования Петра Адмиралтейство было крупнейшим судостроительным предприятием Петербурга. Кроме того, его башня стала играть роль архитектурного центра молодой столицы: отсюда к Александро - Невскому монастырю была прорублена дорога, ставшая впоследствии Невским проспектом.

Создание Летнего сада