Если смотреть на Дворцовую набережную с Троицкого моста, то глаза невольно выделяют из череды величавых фасадов здание, которое не похоже ни на одно другое в Петербурге. Это здание стоит совсем рядом с современной Суворовской площадью и привлекает внимание какой-то "несеверной" нарядностью и ажурностью. И действительно, строил его итальянец Антонио Ринальди, который попал в Петербург уже сложившимся мастером. Даже если бы он не построил в российской столице ничего больше, все равно заслужил бы звание великого архитектора за создание своего шедевра - Мраморного дворца. На том месте, где сейчас высится Мраморный дворец, в петровское время находился Почтовый двор, параллельно Лебяжьей канавке от Невы к Мойке прорыли Красный канал. В 30 годы 18 века Почтовый двор сгорел, и именно на этом месте архитектору Ринальди предстояло построить дворец, впоследствии названный Мраморным. Дворец строился почти 17 лет - с 1768 по 1785 год. По распоряжению императрицы он предназначался для Григория Орлова, одного из ее фаворитов, который принимал активное участие в разных сферах государственной жизни и много сделал для самой Екатерины. Участок для постройки был органичен со всех сторон улицами и набережной Невы и имел неправильную форму, в этом была существенная трудность, ведь Ринальди нужно было расположить фасад, выходящий на набережную, так, чтобы он не выступал за красную линию, на которую равнялись все дома. Кроме того, Мраморный дворец завершал линию построек на Дворцовой набережной, а на другом конце этой линии высился Зимний дворец. Архитектор прекрасно справился: со сложностями планировки: его великолепная постройка зрительно уравновешивает объем Зимнего дворца и гармонично вписывается в облик набережной. Ощущение гармоничности и естественности возникает еще и оттого, что дворец, как и набережная, выполнен из естественного камня - гранита, и все здание становится как бы продолжением набережной. К Неве выходит северный фасад здания, но чтобы по-настоящему восхититься этой изумительной постройкой, надо обойти дворец со всех сторон. Противоположный южный фасад, выходящий на Миллионную улицу, полностью повторяет северный, самая же нарядная часть здания была обращена во двор, в сторону Красного канала, именно здесь находился парадный вход во дворец. Здание было ограждено красивой решеткой с ажурными металлическими воротами, и образовавшийся в результате внутренний дворик стал похожим на дворики итальянских палаццо. Во второй половине 18 века дворец был хорошо виден со стороны Царицына луга (нынешнее Марсово поле) и Летнего сада. Дворец облицован мрамором разных сортов и оттенков, отсюда его романтическое название. Цоколь здания имеет темно-серый цвет, как и набережная, из которой он словно вырастает, верхние этажи северного и южного фасадов - дымчато-пепельного цвета, а центральный - серо-розовый. Более светлый тон пилястров по всему периметру здания делает его особенно нарядным. Ринальди был и прекрасным мастером интерьеров, и каждый, кто попадает внутрь здания, может любоваться неповторимым разнообразием и великолепием отделки залов. Григорий Орлов так и не дождался окончания строительства: он умер в 1783 году, когда Ринальди уже завершал внутреннюю отделку. Екатерина II выкупила дворец у наследников Орлова в казну, а в 1796 году подарила внуку, великому князю Константину Павловичу. На протяжении 19 века интерьеры дворца менялись, менялись и владельцы здания. После Октябрьской революции с 1937 года в Мраморном дворце находился Ленинградский филиал центрального музея В.И. Ленина, а в 1992 году дворец передали Русскому музею. Сегодня его удивительные залы открыты для посетителей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.