История создания Санкт-Петербурга, страница 44

Первые попытки штурма города противник предпринимает уже в первых числах сентября 41-го. Наступление войск предваряют массированные удары по городу с воздуха и обстрелы орудий тяжелой и зенитной артиллерий. 09.09.41 немцы нанесли сокрушительный удар по Красносельскому сектору Красногвардейской укреплинии: 12.09.41 советские части оставили Красное Село, а 13.09.41 - Красногвардейск (Гатчину). В этот критический для Ленинграда момент (10.09.41) командование Ленинградским фронтом принял Г.К. Жуков. Он сумел предугадать, что основной удар по Ленинграду будет нанесен со стороны Урицка и Пулковских высот. В связи с этим, по его приказу за 6-8 дней на самые опасные участки переброшены войска с Карельского перешейка, усилена противотанковая и зенитная оборона южных подступов города, создана глубоко эшелонированная инженерная оборона на всех уязвимых направлениях, сформированы воинские резервы из моряков Балтийского флота, учащихся военно-учебных учреждений города, подразделений НКВД. Северный и Северо-Западный фронты были созданы в первые дни войны. В августе 1941 года Северный фронт был разделен на два: Ленинградский и Карельский. Почти одновременно сложилась Волховская группа войск, а в декабре 1941 года на ее основе создан Волховский фронт. 14 сентября началась битва за Ленинград. Пулково бомбили непрерывно. Несмотря на брошенные Жуковым к Урицку резервы, к вечеру 15.09.41 немцы отрезали наши части от Пулкова и Урицка, и танки противника вышли на шоссе Петергоф - Ленинград (до Ленинграда оставалось менее 30 км). 18 сентября был захвачен Пушкин, враг утвердился в Урицке и Лигове. Немцы упорно штурмовали Пулковские высоты, пытаясь обойти их с запада и пробиться к Ораниенбауму. Почти до конца сентября враг продолжал настойчиво атаковать город. Несмотря на огромные потери (с обеих сторон) попытки противника продвинуться дальше оказались безрезультатными. Со стороны Кронштадта (с северо-запада) враг был остановлен в 30-40 км, а с юга (на линии Урицк -Пулково) его от города отделяли лишь 3-4 км. Фронт на подступах к Ленинграду в основном стабилизировался. Большие потери (одна треть вооруженных сил Германии была брошена под Ленинград) убедили Гитлера отказаться от дальнейшего штурма города. Согласно директиве Военно-Морского штаба Германских вооруженных сил от 29.09.41 за № 1-а 1601/4 Ленинград надлежало физически уничтожить: "…после поражения Советского Союза нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта…". О своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города-порта [побежденного противника] непосредственно у своей границы заявила также Финляндия. Для осуществления данного решения Ленинград надлежало тесно блокировать и путем обстрела артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки сравнять его с землей. Любые просьбы о сдаче вследствие создавшегося положения должны были быть отвергнуты. На случай сдачи города немцам был приказ Сталина о заминировании промышленных объектов и кораблей Балтфлота. Все это при отступлении надлежало взорвать, чтобы через образовавшуюся брешь можно было вывести войска из окружения. С этого момента Ленинград ежедневно подвергается мощнейшим бомбардировкам и обстрелам. Во внутреннем кольце блокады город обороняют несколько наших армий и Балтийский флот со всей своей морской пехотой, а также Ладожская военная флотилия.

Прорыв блокады

После успеха наших войск под Тихвином (освобожденным 18.12.41) Верховное главнокомандование рассчитывало деблокировать Ленинград силами Ленинградского, Волховского и Северо-Западного фронтов. С этой целью было задействовано много техники, людей, но прорвать блокаду не удалось - бои приняли затяжной кровопролитный характер. (Сломить вражеские укрепления удалось только на 2-х участках в районе Любани - к концу января 1942 г. 2-я ударная армия, подступив к Любани, вернула под свой контроль железнодорожную ветку Новгород - Ленинград и Новгород - Чудово). С 08.11.41 Тихвин находился в руках противника. Вследствие чего осуществлявшееся до этого момента через него железнодорожное сообщение было прервано. В течение 1942 г. существенных изменений на фронте под Ленинградом не произошло. В начале декабря 1942 г. ставка Верховного главнокомандования СССР утвердила план операции под кодовым названием "Искра" - по прорыву блокады Ленинграда. По замыслу надлежало встречными ударами 2-х фронтов: Ленинградского и Волховского разгромить противника в районе Шлиссельбургско-Синявинского выступа, соединиться южнее Ладожского озера и тем же путем прорвать кольцо вражеского окружения. В операции по прорыву предусматривалось также участие артиллерии Балтийского флота. Прикрытие операции с воздуха возлагалось на 13-ю и 14-ю воздушные армии соответственно Ленинградского и Волховского фронтов, а также авиацию Балтийского флота. (Всего для участия в прорыве блокады было привлечено около 900 боевых самолетов). 12.01.43 войска Ленинградского и Волховского фронтов одновременно перешли в наступление на Шлиссельбургско-Синявинском направлении. Форсировав по льду Неву и преодолев оборонительную полосу (минные и проволочные заграждения, огневые точки дотов и дзотов) 18.01.43 в 9.30 на восточной окраине Рабочего поселка № 1 под Шлиссельбургом части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. К концу дня произошли встречи и других соединений наших войск. В этот же день был освобожден Шлиссельбург (особенно упорными были бои в самом городе). Блокада была прорвана. На очищенном от врага южном побережье Ладожского озера образовался сухопутный коридор для сообщения с Большой землей. В образовавшемся прорыве шириной 12-13 километров (простреливаемом с Синявинских высот противником) железнодорожники в кратчайшие сроки проложили рельсовые пути длиной 33 км и 1300-метровый мост через Неву от платформы "Поляны" до станции "Шлиссельбург". Эту дорогу ленинградцы окрестили Дорогой победы. В ночь на 06.02.43 по ней (после полуторагодового перерыва) к Финляндскому вокзалу прошел первый поезд из неоккупированных территорий. Поезда, доставлявшие в Ленинград продукты, топливо, оружие и боеприпасы по этой трассе следовали ночью непрерывно (с 10-минутными промежутками). До февраля 1944 года, когда открылось сообщение по железной дороге Москва-Ленинград, по этой дороге прошло в общей сложности 100 000 вагонов.