Глава 6. Санкт-Петербург в 1855-1894 годах
В 1853 году в Петербурге начали строительство железной дороги, которая должна была связать столицу с Петергофом. Это событие совпало с Крымской войной, крайне неудачной для России и значительно истощившей государственную казну, поэтому строительство велось на личные средства барона А. Штиглица, у которого государство впоследствии должно было эту дорогу выкупить. Работы начались на участке рядом с набережной Обводного канала, здесь к 1857 году была создана привокзальная площадь со зданием вокзала по проекту архитектора А. Кракау. Вокзал в плане напоминал букву П, охватывая концевые участки железнодорожных путей, и по своей планировке отличался от остальных вокзалов наличием боковых флигелей. Левый флигель предназначался для царских апартаментов, которые занимали первый и второй его этажи, при этом планировка царской части вокзала создавала его полную изолированность, что облегчало охрану царя и его семьи. С внутренней стороны здания между его левым и правым крылом соорудили два рельсовых пути и три платформы. Оба боковых крыла вокзала объединялись крытой галереей - дебаркадером, окно которой выходило и на привокзальную площадь. Как и на других вокзалах, поезда прибывали под дебаркадер, при этом царский поезд подавали к левой платформе, поэтому царю и его свите нужно было пройти совсем небольшое расстояние, чтобы оказаться в поезде. Со стороны привокзальной площади также были устроены удобные подъезды и подходы к зданию. Первая очередь новой железной дороги заканчивалась в Петергофе, здесь тоже построили здание вокзала, автором проекта которого стал архитектор Н. Бенуа, много работавший в Петергофе. По сегодняшний день Петергофский вокзал является одной из самых необычных построек такого назначения: в его архитектурном облике использованы элементы готического стиля. В царствование Николая I в Петергофе начали создавать целый комплекс "готических" построек, и вокзал должен был стать своеобразным преддверием этого комплекса. Железнодорожные пути подходят к вокзалу не сбоку, а проложены через вокзал, здесь же, под дебаркадером, железная дорога и заканчивалась, пока Петергоф был конечной станцией. Когда железную дорогу продлили, поезда стали проходить "сквозь" вокзал и выходили через две арки в его западном фасаде. Уже современники Н. Бенуа писали, что Петергофский вокзал - "одно из самых красивых зданий вообще и красивейшее между всеми русскими этого рода". Движение по новой железной дороге началось 21 июля 1857 года. К вокзалу в Петербурге с раннего утра прибывали кареты, пассажиры которых собирались проехать до Петергофа на поезде. К перрону подали состав из 14 вагонов, в каждом из которых ехали по 20 человек, всего же в первом поезде через 1 час 10 минут в Петергоф прибыли около 300 пассажиров. Через семь лет дорогу продлили до Ораниебаума, общая ее протяженность достигла 45 километров. Летом 1864 года от Петербурга до Ораниебаума прошел первый сквозной поезд. Экономическое значение Петергофской дороги возросло, когда построили новую железнодорожную ветку до Ревеля (Таллинна) через Гатчину и Нарву протяженностью 413 километров. Первый пассажирский поезд из Ревеля прибыл к Петергофскому вокзалу в декабре 1872 года. После того, как движение пассажирских поездов на этой ветке стало регулярным, вокзал получил название Балтийского.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.