«Цветками» борьбы с религией, начатой в 1921-1922 гг. явились массовые изъятия из храмов тысяч предметов церковной утвари (совершаемые под предлогом помощи голодающим Поволжья). Не помогло и обращение патриарха (в августе 1923 г.) с воззванием к иерархам и верующим Русской Православной Церкви о признании советской власти. (Попытка в ситуации раскола прекратить внутрицерковную смуту и сохранить Православную Церковь на канонических началах, предотвратить её полную ликвидацию и замену еретиками-обновленцами). «Ягодками» же было закрытие и разрушение до основания непосредственно самих храмов и преследование священнослужителей. Начиная с середины 1920-х, Ленинград планомерно лишался своих соборов, церквей, часовен. В лучшем случае их закрывали, в худшем – сносили. Апофеозом стал декрет Совнаркома от 15.05.1932, объявивший т.н. «безбожную пятилетку» результатом которой должно явиться закрытие всех молельных домов в СССР к 1 мая 1937 г. и «изгнание самого понятия Бога». С 1923 по 1934 гг. были закрыты: Смольный собор; Исаакиевский собор (превращён в антирелигиозный музей – в качестве доказательства отсутствия Бога в музее демонстрируется маятник Фуко, показывающий вращение Земли); Казанский собор (в нём был открыт Музей истории религии). 30.10.1930 закрыт Собор во имя Воскресения Господня (Спас на Крови) на канале Грибоедова, здание предназначено под снос. Уничтожению этого уникального творения архитектуры помешали многочисленные ходатайства деятелей культуры (храм стал складом декораций Малого оперного театра). Однако драгоценную сень над местом смертельного ранения Александра II успели полностью разрушить. Та же участь постигла и часовню у Летнего сада (поставленную в память о спасении Александра руки террориста Каракозова). В 1932 г. снесены: Матвеевская церковь, возведённая в честь победы России под Нарвой в 1704 г.; храм Спаса на Водах – символ братской могилы для погибших героев-моряков в русско-японской войне 1904-1905 гг.; Козмодемьяновская церковь лейб-гвардии Сапёрного батальона (её интерьер украшали знамёна и мраморные доски с именами погибших воинов); Захарьевская церковь (служившая Музеем Славы Кавалергардского полка) и др. Заодно убирают с глаз долой и нерелигиозные святыни, такие как, например, памятник Славы около Троицкого собора, который демонтировали в январе 1930 г. (пушки отправили в переплавку, часовню разрушили). В том же году снесли памятник Петру I перед Сампсониевским собором и перед госпиталем Преображенского полка (Кирочная, 37); сняли бюст Екатерине II перед главным фасадом Обуховской больницы и Александру II – перед главным фасадом Александровской больницы; перед Мариинской больницей вместо памятника принцу Ольденбургскому на сохраненный пьедестал водрузили чашу со змеей – символ медицины. Гонения на церковь и притеснения интеллектуалов идут рука об руку с разграблением художественных богатств бывшей столицы. Сначала на западных аукционах распродаются сокровища, реквизированные из частных особняков и коллекций. Так в 1931 г. в Берлине продано 108 полотен (среди которых творения Рембрандта, Рубенса, Пуссена) из дворца Строгановых; в Париже и Лондоне за бесценок «ушло» около 200 картин из собраний Шуваловых и Юсуповых. 06.10.1924 в особняке Юсупова (Невский пр., 80) открыт Дом работников искусств (в 1926 г. он был передан Союзу работников просвещения). Коллекции Шуваловского дворца переданы Эрмитажу. На рубеже 1920-1930-х дошла очередь и до сокровищ Государственного Эрмитажа – по заниженным ценам проданы полотна Рафаэля, Ван Эйка, Тьеполо, Тициана, Веронезе, Ван Дейка, Ватто, Ван Гога, Дега, Сезанна и др. Наряду с шедеврами живописи оседают в частных руках западных коллекционеров и изделия прикладного искусства (в т.ч. ювелирные изделия фирмы Фаберже). По версии руководителей государства распродажи художественных ценностей (объявленных национальным достоянием) проводятся ради поднятия промышленности СССР, как и реквизированные ранее храмовые ценности – для помощи голодающим.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.