История создания Санкт-Петербурга, страница 29

Строительство храма Воскресения Христова («Спас на Крови»)

 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала террорист организации "Народная воля" И. Гриневицкий смертельно ранил императора Александра II. Уже вечером того же дня после кончины императора место, где произошла трагедия, обнесли деревянным забором и поставили возле него часового. Еще через полмесяца на месте покушения построили небольшую часовню по проекту Н. Л. Бенуа, в ней ежедневно служили панихиды по убитому Александру II. Часовня была временной, потому что по желанию императора Александра III на месте смертельного ранения его отца планировали возвести большой храм. В конкурсе на лучший проект храма приняли участие многие известные петербургские архитекторы, однако его первый тур результатов не дал. Александр III высказал дополнительное пожелание: храм должен быть выполнен в стиле русских церквей 16-17 вв. Во втором туре лучшим признали проект архитектора А. Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни Игнатия (И. В. Малышева), имевшего диплом Академии художеств. Совместная работа архитекторов получила одобрение Александра III, и после доработки их проект был окончательно утвержден. Закладка храма состоялась 6 октября 1883 года, еще до утверждения проекта, потому что первые три года пришлось вести работы по укреплению грунта и подготовке фундамента. В 1888 году приступили к сооружению гранитного цоколя и стен, облицованных кирпичом разных тонов. В нишах цоколя были установлены двадцать гранитных досок с перечислением важнейших событий правления Александра II. Возведение сводов храма и установка глав были завершены к 1897 году. Но еще десять лет понадобились, чтобы закончить отделку храма, основу которой составило мозаичное убранство. Эскизы для мозаичных икон, которые украшают не только внутренние, но и внешние стены храма, выполнили художники М. Нестеров, А. Рябушкин, В. Васнецов, Н. Харламов. Собор стал единственным в мире местом, где мозаичная отделка применялась так широко. Кроме того, для украшения храма использовали разноцветный мрамор, эмали, драгоценные камни. Особое место в соборе занимает сень, установленная на месте смертельного ранения Александра II. Сюда вмонтировали части подлинных булыжной мостовой и решетки набережной Екатерининского канала. Сень была окружена ажурной кованой решеткой, ее поддерживали колонны из яшмы, а завершала высокая восьмигранная пирамида с крестом из топазов. Освящение храм Воскресения Христова, который стали назвать "Спас на Крови", состоялось в августе 1907 года. Собор получил те же права на государственное содержание, что и Исаакиевский собор, здесь не крестили, не отпевали, не венчали, как в других храмах, здесь каждый день служили панихиды и читали проповеди, поэтому храм посещали множество прихожан. В 1923 году храм получил статус кафедрального, но после 1930 года его стали готовить к сносу. Осуществлению этих планов помешала война. В 50-е и 60-е годы в соборе хранили театральные декорации, снова начались разговоры о его сносе, и только в 1970 году храм Воскресения Христова был передан в веденье музея "Исаакиевский собор". Началась сложная многолетняя реставрация. 19 августа 1997 года собор был, наконец, открыт для посетителей.

Глава 7. Санкт-Петербург в 1894-1917 годах

9 января 1905 года. «Кровавое воскресенье»