d—диаметр вала;
h—высота шпонки;
t1—глубина шпоночного паза на валу;
b—ширина шпонки
[sсм]= sт /[s]=350/1.9=184.2 МПа—допускаемое напряжение смятия;
| тихоходная ступень | быстроходная ступень | |
| T, Н×м | 3000 | 93.75 | 
| d, мм | 90 | 26 | 
| h, мм | 14 | 7 | 
| t1, мм | 9 | 4 | 
| b, мм | 25 | 8 | 
l1=2×3000×103/(90×(14-9)×184.2)+25=97.38 мм
l2=2×93.75×103/(26×(7-4)×184.2)+8=21.05 мм
Тогда выберем:
l1=100 мм—для тихоходной ступени
l2=22 мм—для быстроходной ступени
Для предохранения от проворачивания колеса b1 и b2 относительно корпуса устанавливаются круглые штифты (выполняющие роль шпонок).
Количество шпонок определяется по напряжениям среза. Затем шпонки и отверстия проверяются на напряжения смятия.
Выбор материала
Шпонки и корпус выполняются из стали 40Х
| материал | sв, МПа | sт, МПа | 
| Сталь 40Х | 1000 | 800 | 
Расчет необходимого числа шпонок
| обозначение | тихоходная ступень | быстроходная ступень | |
| T, Н×м | крутящий момент на колесе b | 2375 | 531.281 | 
| D, мм | осевой диаметр под шпонки | 310 | 205 | 
| d, мм | диаметр шпонки | 10 | 8 | 
| l, мм | длина шпонки | 30 | 20 | 
| l1, мм | длина шпонки под фланец колеса | 11 | 8 | 
| l2, мм | длина шпонки в корпусе | 19 | 12 | 
Проверка на срез
 , где  Aср=(pd2/4
- p(d')2/4)
—площадь поперечного сечения шпонки
, где  Aср=(pd2/4
- p(d')2/4)
—площадь поперечного сечения шпонки
Ft=2×T/(D×z)—радиальное усилие (z—количество шпонок)
[t]—допускаемое напряжение.
[t]=0.25×sт =200 МПа
Отсюда, минимально необходимое число шпонок находится по формуле:
z=8T/(p[d2 - (d')2]×D×[t])
z1=8×2375/(p×[0.0102 -
0.0052]×0.310×200×106)=1.29  z1=2
 z1=2
z2=8×531.281/(p×[0.0082 -
0.0042]×0.205×200×106))=0.68  z2=1,  но для
симметричности возьмем z2=2
 z2=1,  но для
симметричности возьмем z2=2
Проверка на смятие
Т.к. корпус и шпонки выполняются из разных материалов, то проверка на смятие проводится для менее прочного материала:
[sсм]шп=[sсм]1 =0.8×sт=0.8×800=640 МПа
[sсм]корп=[sсм]2 =0.8×sв.р.=0.8×130=104 МПа
 , где l—длина сопряжения (ширина фланцев колеса и корпуса)
, где l—длина сопряжения (ширина фланцев колеса и корпуса)
[sсм]—допускаемое напряжение смятия
Таким образом,

Тихоходная ступень
sсм1=8×2375/(0.310×2×p×0.010×0.011)= 88.72 Мпа < 640 МПа
sсм2=8×2375/(0.310×2×p×0.010×0.019)= 51.37 Мпа < 104 МПа
Быстроходная ступень
sсм1=8×531.281/(0.205×2×p×0.008×0.008)= 51.6 Мпа < 640 МПа
sсм2=8×531.281/(0.205×2×p×0.008×0.012)= 34.39 Мпа < 104 МПа
Следовательно, выбранные шпонки удовлетворяют условиям прочности.
Расчетная схема стыка представляет собой условное изображение плоскости стыка редуктора с рамой и внешних силовых факторов, действующих на редуктор. Под внешними силовыми факторами понимаются:
· сосредоточенная нагрузка
· распределенная нагрузка
· изгибающий момент
· крутящий момент
Со стороны полумуфт на редуктор действует радиальные силы Fr1 и Fr2 (их значения найдены в разделе 8.1 и 10.1), вызванные рассогласованием осей соединяемых валов. Направление действия сил выбираем таким, чтобы в сумме они увеличивали отрывающую силу.
Также со стороны полумуфты на тихоходном валу действует изгибающий момент Ми. Т.к. Fr1>>Fr2, то Ми выбираем таким, чтобы оно дополняло действие Fr1 , как отрывающее усилие.
В качестве крутящих моментов на оси Х выступают момент Th1=TT (на тихоходной ступени) и Ta2 (на быстроходной ступени). Их направления выбирается согласно условию сонаправленного движения входного и выходного валов и принципа ведущего, ведомого вала:
Ведущий вал— wа2Та2
Ведомый вал— wh1¯Тт
wа2wh1

Таким образом, наиболее разгруженной опорой является правая нижняя опора редуктора (на схеме выделена цветом).
| Fr1 | Н | 10714.2 | 
| Fr2 | Н | 446.4 | 
| Th1 | Н×м | 3000 | 
| Ta2 | Н×м | 93.75 | 
| Mи | Н×м | 300 | 
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.