SМC=0—условие равновесия в опоре C.
-Ra×(AB+BC)-Fоп h1×BC+Fr1×CD+Ми=0
Отсюда,
Ra=(Fr1×CD+Ми-Fоп h1×BC)/(AB+BC)=
=(10714.2×0.1025+300-872.7×0.060)/(0.060+0.060)=11215.4 Н
Определение моментов
Изгибающие моменты:
Ми=300 Н×м
Mb=Ra×AB=11215.4×0.060=672.9 Н×м
Mс=Fr1×CD+Ми=10714.2×0.1025+300=1398.2 Н×м
Крутящие моменты:
На участке вала ВD действует постоянный крутящий момент Tт=3000 Н×м
Fr1 |
Н |
10714,2 |
Fоп h1 |
Н |
872,7 |
Ra |
Н |
11215,4 |
Rc |
Н |
22802,4 |
Mи |
Н×м |
300 |
Mb |
Н×м |
672,9 |
Mc |
Н×м |
1398,2 |
Th1 |
Н×м |
3000 |
Из приведённой расчетной схемы видно, что наиболее опасным является сечение вала, соответствующее подшипнику в опоре С.
материал |
обработка |
sв, МПа |
sт, МПа |
40ХН |
улучшение |
850 |
600 |
Коэффициент асимметрии цикла для нормальных напряжений R= -1.
Предполагая частые пуски и остановами коэффициент асимметрии цикла для касательных напряжений примем R=0.
sm=0;
sa=MC/W=MC/(pd3(1-(d0/d)4)/32)=
=1398.2/(p×0.1103(1-(0.060/0.110)4)/32)=11.75 МПа;
tm=ta=TC/2Wp=TC/(2pd3(1-(d0/d)4)/16)=
3000/(2×p×0.1103(1-(0.040/0.110)4)/16)=5.844 МПа;
В соответствии с рекомендациями ([3] стр.77):
s-1=0.43×sв=0.43×850=365.5 МПа; s0=1.6×s-1=1.6×365.5=584.80 МПа;
t-1=0.6×s-1=0.6×365.5=219.3 МПа; t 0=1.9× t -1=1.9×219.3=416.67 МПа.
Из всех концентраторов напряжений выбираем посадку с гарантированным натягом, как наихудший.
где Кs—эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений;
Кt—эффективный коэффициент концентрации касательных напряжений;
es—коэффициент влияния абсолютных размеров;
—коэффициенты шероховатости;
—коэффициенты шероховатости;
Ку=1—коэффициент упрочнения.
Из таблицы 4.2 [3] находим отношение
Из таблицы 4.3 [3] находим для Ra=1.25 и sв=850 МПа
Коэффициенты запаса по нормальным и по касательным напряжениям ищутся по следующим формулам:
где ys и yt—коэффициенты материала и термообработки;
Kcs= Kct=1—коэфиициенты эквивалентного числа циклов.
В соответствии с рекомендациями ([3] стр.77) для деталей подвергнутых улучшению ys=0.4 yt=0.2
Следовательно, вал выдерживает нагрузки.
Т.к. опора С является самой нагруженной, то выбор подшипников произведем из условий максимального нагружения, т.е. под действием реакции Rc.
Приведенная радиальная нагрузка
Pc=V×Rc×Kб×Kт,
где V—коэффициент вращения кольца подшипника относительно вектора нагрузки (V=1) при вращении внутреннего кольца;
Кб—коэффициент безопасности (Кб=1,3);
Кт—температурный коэффициент (Кт=1).
Pc=1×22802.4×1.3×1=29643 Н
Расчетное значение динамической грузоподъемности
Срасч=Р×LE1/m'/Kкач, где m'—коэффициент типа подшипников (m'=3 для шариковых подшипников);
Ккач—коэффициент качества подшипников (Ккач=1).
LE=60×10-6×nh1×(thE)H/(nзам+1)—эквивалентное число миллионов циклов нагружения подшипников (nзам=0—планируемое количество замен подшипников);
LE=60×10-6×45×3766/(0+1)=10.17 млн. циклов
Срасч=29643×10.171/3/1=64222 Н
Выбор подшипников
Подшипники выбираются, исходя из условий:
C>Cрасч
d³dпроект=105 мм
n>|nh|
тип подшипника |
122 |
радиальный шариковый подшипник особолегкой серии |
|
Размеры, d´D´B |
110´170´28 |
||
Расчетное значение |
Реальное значение |
||
С |
64222 Н |
64300 Н |
|
d |
105 мм |
110 мм |
|
n |
45 мин-1 |
4000 мин-1 |
|
Для передачи крутящего момента на входном и выходном валах для крепления с полумуфтами используются призматические шпонки, изготовленные из стали 45
sт=350 Мпа—предел текучести стали 45 (стр.173 КП)
Расчет длины шпонки производиться на основании диаметра вала, размеров сечения шпонки, крутящего момента.
L ³2×T×103/{d×(h-t1)[sсм]}+b, —минимальная длина призматической шпонки со скругленными торцами где Т—максимальный крутящий момент на валу;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.