Заготовки восстанавливаемых деталей. Очистка заготовок. Виды и характеристика способов создания ремонтных заготовок, страница 11

Наряду с композиционными частицами сочетание положительных свойств различных порошков достигается за счет напыления их механических смесей.

Гибкие порошковые шнуры “Сфекорд” созданы в 70-х годах французской фирмой “Сфек”. Они представляют собой композиционный материал, по внешнему виду похожий на проволоку. Шнуры получают экструзией, они состоят из порошкового наполнителя и органического связующего. Связующее полностью сублимирует при нагреве свыше 400оС. Материал в виде шнура диаметром 1,5...6,35 мм в состоянии поставки намотан на бобину.

Выпускают четыре типа шнуровых материалов и комбинации из них.

Шнуры типа “Сфекорд-керамика” из оксидов алюминия, хрома, титана, кремния и некоторых их комбинация обеспечивают покрытиям высокую твердость, износо- и коррозионностойкость и диэлектрическую прочность.

Шнуры типа “Сфекорд-экзо” из порошковых сплавов на основе никеля, железа, меди, интерметаллидов и термореагирующих материалов применяют для нанесения покрытий без последующего оплавления.

Шнуры типа “Рокдюр” содержат самофлюсующиеся сплавы с различными другими сплавами и оксидами. Нанесение покрытий включает их последующее оплавление.

Для получения твердых покрытий с низким коэффициентом трения, состоящих из твердой матрицы и твердой смазки, изготавливает гибкие шнуры, содержащие никель или оксиды ТiO2, Аl2О3, и Сr2О3 с графитом или дисульфидом молибдена.

С помощью шнура можно также создать композицию специальных сплавов или сочетание таких элементов, как бор, кремний, титан, молибден, позволяющих получать твердые покрытия, диспергированные фазами боридов, силицидов других веществ.

2.5. Сварка в процессах создания ремонтных заготовок
2.5.1. Общие сведения о сварке и соединениях

Определение и виды сварки. Сварка в ремонте машин служит для соединения между собой деталей или их частей, закрепления дополнительных ремонтных деталей или накладок и устранения трещин с помощью сварных швов.

В зависимости от вида используемой энергии сварочные процессы разделяют на три класса: термические, механические и термомеханические. Технические признаки определяют способ защиты зоны сварки, непрерывность процесса и степень механизации, в свою очередь, технологические признаки уточняют технические.

Наибольшее применение нашла термическая сварка с плавлением материала кромок деталей, образованием сварочной ванны, подачей в нее жидкого присадочного металла и кристаллизацией металла сварного шва. В ремонтном производстве распространены такие виды сварки: электродуговая ручная электродами с толстым покрытием и прутками; электродуговая полуавтоматическая сплошной и порошковой проволоками; газопламенная прутками.

Сварной шов и его дефекты. Сварной шов (рис. 2.11) состоит из наплавленного металла, слоя переменного состава наплавленного металла, перемешанного с основным и зоны термического влияния, металл которой нагревался и охлаждался вследствие теплопередачи. В сварных швах при их образовании появляются наружные и внутренние дефекты.

К наружным дефектам относятся горячие и холодные трещины, подрезы, наплывы и непровары.

Горячие трещины во время сварки углеродистых сталей возникают при температуре 1200…1350оС во время кристаллизации наплавленного металла. Если в это время на границе зерен имеется сравнительно легкоплавкая эвтектика, то она может разрушиться под влиянием растягивающих напряжений. Этим дефектам подвержены широкие швы

Предварительный до 150…700 оС и сопутствующий подогрев детали во время сварки уменьшают вероятность появления горячих трещин. Этой цели служат также удаление с поверхности детали слоя повышенной твердости или содержащего дефекты, замедленное охлаждение наплавленного металла, проковка шва для снятия внутренних напряжений и уменьшение числа слоев металла при многослойной сварке.

Холодные трещины образуются при температуре ниже 400 оС. Этим дефектам подвержены мартенситные и перлитные стали при их быстром охлаждении. Трещины распространяются из наплавленного металла в основной.

Подрез – это канавка у края шва. Он получается при сварке током большой силы или горелкой большой мощности.