Курс лекций по информационным технологиям в менеджменте, страница 12

            На рис. 2.1 представлена обобщенная структурная схема автоматизированной системы управления предприятием, состоящая из следующих функциональных подсистем: административного управления, бухгалтерского учета, управления торговлей и складом (или оперативного управления), производством, персоналом.

Подсистемы могут иметь модульную структуру, при этом набор модулей для разных предприятий может быть различным. Модули реализуют относительно законченные функции в составе подсистем.

 

 

 


Рисунок 2.1 - Структура автоматизированной системы управления

 

Система в целом, любая подсистема или модуль могут рассматриваться как совокупность автоматизированных рабочих мест (АРМ), входящих в состав одной из функциональных подсистем, например, АРМ директора, главного бухгалтера, начальника отдела кадров, менеджера по снабжению, менеджера по сбыту, кладовщика, кассира, начальника производственного цеха, начальника отдела подготовки производства и т.д. Состав и количество автоматизированных рабочих мест определяется структурой, видом деятельности, и размерами предприятия. 

Носителем информации в системе является документооборот. При полной автоматизации учета и управления предприятием внутренний документооборот является электронным и обычно дублируется обычными бумажными документами. Входящие и исходящие документы оформлены на бумаге и заполняются в соответствии с принятыми формами или на специальных бланках (например, доверенность).

Обеспечивающие подсистемы выполняют функции управления самой компьютерной системой, т.е. техникой и программным обеспечением. Эти подсистемы также можно представить в виде совокупности автоматизированных рабочих мест, таких, как АРМ администратора, АРМ администратора по обмену данными с удаленными подсистемами и т.д. Обслуживающий персонал выполняет функции администрирования, резервного копирования и восстановления после сбоев, настройки программного обеспечения системы и отдельных рабочих мест, наладки и ремонта компьютеров и остальных технических средств.

Ядром компьютерной системы управления предприятием является одна из систем управления базами данных (СУБД), которая выполняет функции хранения и, в случае использования серверной СУБД, первичной обработки данных. Хранилище данных располагают на отдельном компьютере (сервере базы данных (БД)), на котором устанавливается обычно клиентское программное обеспечение «АРМ администратора».  В больших системах серверов БД может быть несколько. АРМ функциональных подсистем получают, обновляют и дополняют информацию БД, аппаратно связываясь с сервером БД, используя локальную сеть или телефонную линию (модем). Пример структуры компьютерной сети приведен на рис. 2.2. АРМ представляет собой компьютер или терминал с установленным на нем специализированным программным обеспечением.