В связи с введением высокоскоростного движения пассажирских поездов и тяжеловесных грузовых поездов, к тормозным системам поезда стали предъявлять повышенные требования. Разрабатываются и внедряются дисковые, электромагнитные и другие принципиально новые системы. Также может применяться комплекс разных тормозных систем, используемых либо совместно, либо раздельно в определенном диапазоне скоростей.
4.4 Тормозные силы при рекуперации
При работе двигателя в генераторном режиме в сеть отдается ток напряжением . Механическая работа вращения ведущих осей, превращается в электрическую. На валу двигателя образуется тормозной момент. В результате возникает сила рекуперативного или реостатного торможения (рис. 4.2 ).
Рис. 4.2 Схема реализации тормозной силы при рекуперации
Электрическая мощность, отдаваемая тяговым электродвигателям в сеть через механическую мощность, определяется по формуле:
, |
(4.18) |
|||
где |
‑ |
тормозная сила одной оси, кгс. |
||
Из баланса напряжений:
, |
(4.19) |
или приближенно:
. |
(4.20) |
Тогда
, |
(4.21) |
|||
где |
‑ |
КПД при рекуперации (учитывает отсутствие слагаемого ()). |
||
Общая тормозная сила рекуперации определяется по формуле:
. |
(4.22) |
Произведение () увеличивается с возрастанием скорости, поэтому электрическое торможение обладает свойствами устойчивости: больше скорость ‑ больше сила торможения и наоборот. Этот фактор используется машинистом, если поезд должен двигаться по определенному спуску с установленной скоростью.
Потребная тормозная сила, , может быть определена по формуле:
. |
(4.23) |
Кинетическая энергия, Т, Дж, поезда массы , т, (при условии, что колеса катятся без скольжения) определяется по формуле:
, |
(5.1) |
||||
где |
‑ |
скорость движения поезда; |
|||
‑ |
момент инерции колесной пары относительно оси вращения; |
||||
‑ |
угловая скорость вращающихся частей, определяемая по формуле: |
||||
, |
(5.2) |
||||
где |
‑ |
диаметр колеса. |
|||
Момент инерции колесной пары относительно оси вращения определяется по формуле:
, |
(5.3) |
|||
где |
‑ |
масса вращающихся частей; |
||
‑ |
радиус инерции вращающихся частей. |
|||
Тогда
. |
(5.4) |
Обозначим суммарную массу вращающихся частей через и выполним подстановку, тогда выражение (5.1) примет вид:
, |
(5.5) |
Введем обозначение:
.
Тогда с учетом этого обозначения:
. |
(5.6) |
Выражение называется коэффициентом инерции вращающихся масс поезда.
Изменение кинетической энергии поезда на некотором его перемещении составит:
. |
(5.7) |
Так как в расчетах учитываются только внешние силы, работа внутренних сил поезда равна нулю и ее можно не учитывать. Тогда, согласно закону сохранения энергии, изменение кинетической энергии равно работе сил на пройденном пути:
, |
(5.8) |
|||
где |
‑ |
касательная (на ободе колеса) сила тяги локомотива; |
||
‑ |
общее сопротивление движению поезда; |
|||
‑ |
тормозная сила; |
|||
‑ |
путь, пройденный поездом. |
|||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.