Пример
2. Одноканальная система обслуживания
представляет собой телефонную линию. Заявка-вызов, поступившая в систему, если
канал занят, получает отказ. Интенсивность потока заявок (число вызовов в минуту). Средняя
продолжительность разговора 1,5 мин. Считая входной поток заявок простейшим, а
время обслуживания распределённым по экспоненциальному закону с параметром
, определим в установившемся (стационарном)
режиме а)
; б)
; в)
вероятность отказа
.
Имеем ,
. Тогда по формуле (5):
, а по формуле (6):
--это вероятность того, что заявка будет
обслужена (не получит отказ). Тогда:
.
Интересно отметить, что – номинальная пропускная способность
канала связи, почти вдвое больше его пропускной способности
. Это объясняется случайным характером
потока заявок и времени их обслуживания.
Выведем теперь некоторые соотношения и введём понятия, которыми мы пользовались при решении задач 1 и .
Будем
пользоваться обозначениями п. 9.3. Полагаем, что в момент времени система находится в состоянии
,
. Вероятность того, что
за временной интервал
(бесконечно малой длительности)
она из состояния
перейдёт в состояние
, зависит лишь от потока заявок,
следовательно:
,
. Но тогда:
. (7)
Переход из состояния в состояние
зависит
лишь от освобождения каналов обслуживания. Поскольку
,Следовательно,
(8)
Эти рассуждения относятся к системе с одним каналом обслуживания.
Если
же каналов обслуживания m и из них в момент занято
i каналов, то в силу независимости их функционирования интенсивность
обслуживания увеличивается в i раз, то есть
(9)
При возникновении очереди интенсивность обслуживания становится постоянной, равной mμ , так как на освободившийся канал сразу же поступает очередная заявка.
Переход
из состояния в состояние
может
быть вызван не только тем, что обслуженная заявка покидает систему, но и тем,
что заявка из очереди покидает систему, если время ожидания в очереди
ограниченное. Закон распределения времени ожидания определяется интенсивностью
ν ухода из очереди при наличии в ней одной заявки. В силу независимости
поступления заявок, интенсивность, с которой заявки отказываются от
обслуживания, равна rν.
Следовательно,
плотность вероятности перехода системы из состояния в
состояние
равна сумме интенсивностей освобождения
каналов обслуживания и отказа от обслуживания:
(10)
Граф состояний системы с ожиданием выглядит следующим образом:
Воспользуемся этим графом и правилом построения системы уравнений Колмогорова:
(11) Если в начальный момент времени
система находится в одном из своих состояний
, то
начальные условия для нее имеют вид:
.
Пример 3. Запишем уравнения Колмогорова для одноканальной системы обслуживания с ожиданием, количество мест в очереди ограничено, равно N.
Система имеет возможные состояния:
-S0 – канал свободен;
-S1 – канал занят, но очереди нет;
-S1+j – канал занят, и в
очереди находится j заявок, 1 j
N.
Единственной причиной отказа служит отсутствие мест в
очереди, следовательно, интенсивность ухода из очереди.
Нарисуем размеченный граф состояний системы:
Он облегчает составление уравнений Колмогорова:
Задав начальные условия, получаем единственное решение системы уравнений.
Стационарный режим работы, если он существует,
является предельным () случаем функционирования
системы, когда в ней заканчиваются все переходные процессы. В стационарном
режиме работы система также меняет свои состояния случайным образом, но
вероятности состояний (вектор p(t)) уже не зависят от времени. Каждая компонента
вектора p(t)
p=(p1, p2, …, pn) характеризует относительное время пребывания системы в данном
состоянии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.