Методические указания к изучению учебной дисциплины «Технология социальной работы» (Программа курса, планы семинарских занятий, перечень тем рефератов и вопросы для самоконтроля), страница 9

Помощь детям с учебными трудностями и с нарушениями здоровья; подготовка детей к будущей семейной жизни в рамках ППМС - (психолого-педагогического медико-социального) центра.

Социальный работник как координатор программы социально-педагогической реабилитации.

Основные понятия: ребенок, подросток, дезадаптация, девиантное поведение, делинквентное поведение, беспризорность, безнадзорность, социальный приют, социально-педагогическая реабилитация.

План семинарского занятия

1.  Классификация видов дезадаптации детей и подростков.

2.  Объективные и субъективные факторы формирования дезадаптивных реакций и состояний.

3.  Методы работы социального педагога в школе.

4.  Формы и задачи “уличной” социальной работы.

Литература

1.  Алексеева, Л. С. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье [Текст] / Л. С. Алексеева [и др.] - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999.

2.  В помощь организаторам молодежных и детских общественных объединений: метод. материалы. Ч 1-2 [Текст] / под ред. В. Р. Попова. – СПб., Комитет по делам молодежи ЛО, 1999.

3.  Васильева, С. А. Технологии комплексного подхода к решению проблемы семейного неблагополучия [Текст] / С. А. Васильева, Е. А. Воронова, В. Н. Келасьев, Т. В. Шипунова [и др.]. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2003.

4.  Волкова, С. В. Практика применения ювенальных технологий в социальных службах [Текст] / С. В. Волкова, В. Ю. Барбышева, Г. Г. Харитонова – М., Медиа пресс, Дети улиц, 2003.

5.  Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков [Текст] / С. А. Кулаков. - М.: ФОЛИУМ, 1998.

6.  Насилие в семье. Особенности психологической реабилитации: практикум / [Текст] / под ред. Н. М. Платоновой - СПб.: Изд-во «Речь», 2004.

7.  Основы социальной работы с молодежью: учеб. пособие [Текст] /  Ю. В. Манько, Е. Г. Слуцкий, Я. В. Кондратьева и др.; под ред. Ю. В. Манько. – СПб. : СПГУТД, 2005.

8.  Социальная работа с семьей и детьми: справочник в 2 ч. [Текст] / под ред. С. А. Васильевой, Е. А. Вороновой. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2002.

9.  Технологии уличной социальной работы [Текст] / под ред. Е. А. Вороновой, В. Н. Келасьева, Г. С. Кургановой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.  Каковы возрастные границы детей, попадающих под категории «дети» и «подростки»?

2.  Раскройте особенность социальной работы с детьми.

3.  Назовите основные формы девиантного и деликвентного поведения детей и подростков. Каковы формы социальной работы с такими категориями молодого поколения?

4.  Какие социальные программы в отношении детей и подростков вы знаете?

Тема 11. Технология работы с женщинами

Гендерные аспекты в социальной работе. Система психологической реабилитации и социальной адаптации женщин. Поддержка  женского предпринимательства. Занятость одиноких матерей. Проблема “трэффика”: Профилактика и социальная реабилитация.  Формы и методы работы службы планирования семьи.

Центры (приюты) помощи женщинам, пострадавшим от насилия:  психологическое и юридическое консультирование. Группы самопомощи “До и после развода”. 

Повышение жизненной компетенции и успешности женщин на рынке труда в рамках образования взрослых.

Основные понятия: гендер, гендерная специфика, материнство, семья, женские приюты, женские социальные проблемы, женщина как основной клиент социальной работы.

План семинарского занятия

1.  Программы в сфере реализации прав и интересов женщин

2.  Проблема насилия в отношении женщин

3.  Технология работы “Центра пострадавших от насилия”

4.  Методы повышения успешности женщин в сфере занятости

Литература

1.  Васильева, С. А. Технологии комплексного подхода к решению проблемы семейного неблагополучия [Текст] / С. А. Васильева, Е. А. Воронова, В. Н. Келасьев, Т. В. Шипунова [и др.]. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2003.