Методические указания к изучению учебной дисциплины «Технология социальной работы» (Программа курса, планы семинарских занятий, перечень тем рефератов и вопросы для самоконтроля), страница 8

2.  Рудестам, К. Групповая психотерапия [Текст] / К. Рудестам. - СПб. : Питер, 1999.

3.  Социальная работа с семьей и детьми: справочник в 2 ч. [Текст] / под ред. С. А. Васильевой, Е. А. Вороновой. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2002.

4.  Теория и практика социальной работы: метод. материалы [Текст] / отв. ред. А. М. Панов, Е. И. Холостова. - М.: Институт социальной работы, 1997.

5.  Технологии социальной работы: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под общ. ред. И. Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2000.

6.  Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И. В. Вачков. - М.; Психотехника, 2000.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.  Дайте характеристику малой группы.

2.  Каковы специфические черты лидера группы?

3.  Расскажите, как происходит проектная работа в группе.

Тема 9. Технология работы с семьей

Семья как важнейший институт общества. Характеристика и основные проблемы семейно-брачных отношений. Формы и методы социальной работы с семьей.

Психологическое консультирование и семейная психотерапия.

Технология работы с социально незащищенными семьями: малоимущими, неполными, многодетными, с хронически больными. Технология социально-педагогической помощи: профилактика и коррекция родительского пренебрежения, отвержения и насилия;

Технологии работы с социально неблагополучными (девиантными) семьями: с алкоголиками, наркоманами, правонарушителями, семейным насилием. Формы и методы работы с детьми и родителями центров помощи семье. Профилактика семейного насилия.

Технологии временного и постоянного усыновления.

Основные понятия: социальный институт, семья, типы семей, брак, родительство; методы работы с семьей, кризисная семья, семейная терапия, центр помощи семье, опека и попечительство, усыновление.

План семинарского занятия

1.  Технологии работы с социально незащищенными семьями.

2.  Технологии работы с социально девиантными семьями.

3.  Профилактика и коррекция родительского пренебрежения.

4.  Понятие фостерной семьи.

Литература

1.  Алексеева, Л. С. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье [Текст] / Л. С. Алексеева [и др.] - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999.

2.  Васильева, С. А. Технологии комплексного подхода к решению проблемы семейного неблагополучия [Текст] / С. А. Васильева, Е. А. Воронова, В. Н. Келасьев, Т. В. Шипунова [и др.]. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2003.

3.  Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ [Текст] /      С. И. Голод. – СПб.; Перополис, 1998.

4.  Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт [пер. с анг. ] [Текст] / Н. Пезешкиан. - М. : Смысл, 1993.

5.  Самойлова, В. А. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность [Текст] / В. А. Самойлова, Н. М. Полуэктова, И. А. Григорьева [и др.]; под ред. А. А. Козлова - М. : Логос, 2004.

6.  Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления: учеб. пособие [Текст] / под. ред. В. П. Малыхина. - М.: Социально-технологический институт, 2000.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1.  Охарактеризуйте современную российскую семью как важнейший социальный институт.

2.  Какие типы семей нуждаются в пристальном внимании социального работника?

3.  Перечислите и охарактеризуйте основные методы работы с семьями «группы риска».

4.  Какие основные формы социально-экономической поддержки российских семей со стороны государства вы знаете?

Тема 10. Технология социальной работы с детьми

Понятие социальной дезадаптации. Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков. Особенности работы с девиантными и делинквентными детьми.

Технология формирования семейных детских домов и воспитательных групп.

Технология работы с бездомными детьми: программа “Уличные дети”.  Социальные приюты и гостиницы.