6. В чем суть менеджмента социальной работы?
7. Каковы особенности коммуникативной деятельности социального работника?
Этический кодекс социальной работы в контексте прав человека. Толерантность как принцип социальной работы.
Этика партнерских взаимоотношений с клиентом. Типы взаимоотношений с клиентом.
Этические дилеммы в социальной работе. Профессиональные ценности в проблемных ситуациях. Распределение ограниченных ресурсов. Выбор эффективного метода вмешательства в двусмысленных ситуациях. Технология разрешения этических конфликтов.
Основные понятия: права человека, толерантность, справедливость, этика, деонтология, этическая дилемма, профессиональные ценности социальной работы, этический конфликт.
1. Иерархия ценностей.
2. Характер этических проблем в социальной работе.
3. Этические дилеммы в практике социальной работы.
4. Этические проблемы в работе с разными группами клиентов.
Литература
1. Келасьев, В. Н. Теория и практика социальной работы [Текст] / В. Н. Келасьев, И. А. Григорьева. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004.
2. Проблемы социальной работы [Текст] / под ред. В. Келасьева, П. Салустовича – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2003.
3. Самойлова, В. А. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность [Текст] / В. А. Самойлова, Н. М. Полуэктова, И. А. Григорьева [и др.]; под ред. А. А. Козлова - М. :Логос, 2004.
4. Шипунова, Т. В. Этические проблемы и моральные практики современного общества: учеб. пособие [Текст] / Т. В. Шипунова – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите основные права человека.
2. Какова задача социальной работы в контексте прав человека?
3. Как понимается справедливость в различных философских концепциях? Каково понятие справедливости в социальной работе?
4. Назовите основные этические дилеммы в социальной работе и способы их разрешения.
5. Опишите основные способы разрешения этических конфликтов в социальной работе.
Интерактивный подход в социальной работе с индивидами. Подходы к социальной работе с клиентами: поведенческий, когнитивный, психодинамический, структурный, системный.
Консультирование, психотерапия и практика социальной работы. Стадии социальной работы с клиентами.
Предварительная и начальная стадии работы. Настройка на себя и на клиента. Директивное и недирективное общение. Уточнение роли и целей социального работника; получение обратной связи от клиента; расстановка акцентов в запросе клиента; поддержка клиента в затруднительных для него сферах общения; составление рабочего “контракта” (процесс переговоров в рамках должностного статуса социального работника).
Срединная (рабочая) фаза. Элементы срединной части приема: эмпатия, демонстрация чувств социального работника, разработка запретных тем, ориентация клиента на его собственный вклад в решение проблемы, выявление затруднительных обстоятельств, определение взаимосвязи содержания и процесса; снабжение клиента необходимой информацией.
Заключительная фаза. Суммирование, обобщение, определение следующих шагов, репетиция. Стадия отрицания и проявления гнева и печали. Определение сделанного, планирование будущих шагов, переход к новому опыту и другим поддерживающим системам.
Основные понятия: клиент, индивид, социальная работа со случаем, интерактивный подход, индивидуальное консультирование, психотерапия, стадии социальной работы.
План семинарского занятия
1. Понятие интерактивного подхода в работе с клиентами.
2. Системно-целостный подход в “работе со случаем”.
3. Технологии сбора информации в работе с клиентом.
4. Фазы и стадии “работы со случаем”.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.