Методические указания к изучению учебной дисциплины «Технология социальной работы» (Программа курса, планы семинарских занятий, перечень тем рефератов и вопросы для самоконтроля), страница 6

6.  В чем суть менеджмента социальной работы?

7.  Каковы особенности коммуникативной деятельности социального работника?

Тема 5. Технология разрешения этических дилемм  в социальной работе

Этический кодекс социальной работы в контексте прав человека. Толерантность как принцип социальной работы.

Этика партнерских взаимоотношений с клиентом. Типы взаимоотношений с клиентом.

Этические дилеммы в социальной работе. Профессиональные ценности в проблемных ситуациях. Распределение ограниченных ресурсов. Выбор эффективного метода вмешательства в двусмысленных ситуациях. Технология разрешения этических конфликтов.

Основные понятия: права человека, толерантность, справедливость, этика, деонтология, этическая дилемма, профессиональные ценности социальной работы, этический конфликт.

План семинарского занятия

1.  Иерархия ценностей.

2.  Характер этических проблем в социальной работе.

3.  Этические дилеммы в практике социальной работы.

4.  Этические проблемы в работе с разными группами клиентов.

Литература

1.  Келасьев, В. Н. Теория и практика социальной работы [Текст] / В. Н. Келасьев, И. А. Григорьева. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004.

2.  Проблемы социальной работы [Текст] / под ред. В. Келасьева, П. Салустовича – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2003.

3.  Самойлова, В. А. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность [Текст] / В. А. Самойлова, Н. М. Полуэктова, И. А. Григорьева [и др.]; под ред. А. А. Козлова - М. :Логос, 2004.

4.  Шипунова, Т. В. Этические проблемы и моральные практики современного общества: учеб. пособие [Текст] / Т. В. Шипунова – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.  Назовите основные права человека.

2.  Какова задача социальной работы в контексте прав человека?

3.  Как понимается справедливость в различных философских концепциях? Каково понятие справедливости в социальной работе?

4.  Назовите основные этические дилеммы в социальной работе и способы их разрешения.

5.  Опишите основные способы разрешения этических конфликтов в социальной работе.

Тема 6. Социальная “работа со случаем”

Интерактивный подход в социальной работе с индивидами. Подходы к социальной работе с клиентами: поведенческий, когнитивный, психодинамический, структурный, системный.

Консультирование, психотерапия и практика социальной работы. Стадии социальной работы с клиентами.

Предварительная и начальная стадии работы. Настройка на себя и на клиента. Директивное и недирективное общение. Уточнение роли и целей социального работника; получение обратной связи от клиента; расстановка акцентов в запросе клиента; поддержка клиента в затруднительных для него сферах общения; составление рабочего “контракта” (процесс переговоров в рамках должностного статуса социального работника).

Срединная (рабочая) фаза. Элементы срединной части приема: эмпатия, демонстрация чувств социального работника, разработка запретных тем, ориентация клиента на его собственный вклад в решение проблемы, выявление затруднительных обстоятельств, определение взаимосвязи содержания и процесса; снабжение клиента необходимой информацией.

Заключительная фаза. Суммирование, обобщение, определение следующих шагов, репетиция. Стадия отрицания и проявления гнева и печали. Определение сделанного, планирование будущих шагов, переход к новому опыту и другим поддерживающим системам.   

Основные понятия: клиент, индивид, социальная работа со случаем, интерактивный подход, индивидуальное консультирование, психотерапия, стадии социальной работы.

План семинарского занятия

1.  Понятие интерактивного подхода в работе с клиентами.

2.  Системно-целостный подход в “работе со случаем”.

3.  Технологии сбора информации в работе с клиентом.

4.   Фазы и стадии “работы со случаем”.

Литература