Методические указания к изучению учебной дисциплины «Технология социальной работы» (Программа курса, планы семинарских занятий, перечень тем рефератов и вопросы для самоконтроля), страница 11

Социально-экономическое положение и психологические особенности людей старшего возраста. Технология социальной поддержки семей с пожилыми людьми. Эйджизм.

Проблемы медико-социальной реабилитации пожилых и престарелых. Организация помощи в территориальных центрах социального обслуживания. Технология надомного обслуживания и патронажа.

Особенности бытовой и трудовой реабилитации пожилых граждан. 

Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей.

Основные понятия: старость, инвалидность, пенсионное обеспечение, геронтология, технологии социальной работы с пожилыми, медико-социальная реабилитация, бытовая реабилитация, трудовая реабилитация, патронаж.

План семинарского занятия

1.  Принципы ООН в отношении пожилых людей.

2.  Понятие социальной геронтологии.

3.  Социальное обслуживание  пожилых и престарелых.

4.  Проблемы медико-социальной реабилитации и поддержки пожилых.

Литература

1.  Альперович, В. Социальная геронтология [Текст] / В. Альперович. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

2.  Келасьев, В. Н. Теория и практика социальной работы [Текст] / В. Н. Келасьев, И. А. Григорьева. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004.

3.  Российская энциклопедия социальной работы [Текст]  / под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. - М.: ИСР, 1997.

4.  Самойлова, В. А. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность [Текст] / В. А. Самойлова, Н. М. Полуэктова, И. А. Григорьева [и др.]; под ред. А. А. Козлова - М. :Логос, 2004.

5.  Технологии социальной работы: учебник [Текст] / под ред. Е. И. Холостовой. - М.: Инфра-М, 2003.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.  Раскройте суть и основные принципы социальной геронтологии.

2.  Объясните, каковы особенности психологического, социально-экономического положения лиц старшего возраста?

3.  Перечислите и охарактеризуйте основные технологии социальной работы с пожилыми.

4.  В чем смысл социального патронажа?

5.  Расскажите, каким образом пожилые могут осуществлять поддержку самих себя и  друг друга?

Тема 14. Технология социальной работы с людьми с ограниченными возможностями

Понятие ограниченных возможностей. Правовые основы социальной защиты инвалидов. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Модели инвалидности. Концепция независимой жизни.

Технология медико-социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями. Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями. Проблема деинституциализации и интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основные понятия: инвалидность, модели инвалидности, группы инвалидности, ограниченные возможности, реабилитация, адаптация, коррекция как основные технологии социальной работы с инвалидами; трудотерапия, самопомощь, взаимопомощь.

План семинарского занятия

1.  Инвалидность в контексте прав человека.

2.  Типология инвалидности.

3.  Технология социальной работы с людьми с ограниченными возможностями.

4.  Патронаж ребенка с ограниченными возможностями.

Литература

1.  Келасьев, В. Н. Теория и практика социальной работы [Текст] / В. Н. Келасьев, И. А. Григорьева. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004.

2.  Российская энциклопедия социальной работы [Текст]  / под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. - М.: ИСР, 1997.

3.  Социальная работа: учеб. пособие [Текст] / под общ. ред. проф. В. И. Курбатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

4.  Козлов, А. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы [Текст] / А. А. Козлов. - М., МПСИ, Флинта, 1998.

5.  Холостова, Е. И.Социальная работа с инвалидами: учеб. пособ. для вузов [Текст] / Е. И. Холостова. - М.; Дашков и К, 2006.