Методические указания к изучению учебной дисциплины «Технология социальной работы» (Программа курса, планы семинарских занятий, перечень тем рефератов и вопросы для самоконтроля), страница 16

2.  Зайнышев, И. Г. Технология социальной работы [Текст] / И. Г. Зайнышев. - М.: Владос, 2002.

3.  Келасьев, В. Н. Теория и практика социальной работы [Текст] / В. Н. Келасьев, И. А. Григорьева. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004.

4.  Российская энциклопедия социальной работы [Текст] / под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. - М.: ИСР, 1997.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.  Расскажите об истории развития системы страхования в России и за рубежом.

2.  Что представляет собой система социального страхования в нашей стране?

3.  Назовите основные виды и формы социального страхования.

Тема 22. Проблемы обучения социальной работе и супервизорство

Классические теории обучения и теории обучения взрослых. Активные формы обучения. Обучение посредством личного опыта. Проблемное обучение. Технологии повышения креативности обучения.

Проблема подготовки преподавателей практики: обучение и поддержка. Исследовательская деятельность в социальной работе.

Цель супервизорства и роль супервизора. Три функции супервизора: обучающая, административная  и поддерживающая.

Фазы в работе супервизора: предварительная, начальная, рабочая, завершающая.

Супервизорство в практическом консультировании. Навыки супервизорства. Формирование диагностических умений.

Основные понятия: супервизорство, функции и навыки супервизора, формы и виды обучения, технологии эффективного научения, подготовка и переподготовка кадров, тренинг, консультирование и дагностика.

План семинарского занятия

1.  Образовательные цели и  мотивы взрослых учащихся.

2.  Модели и методы обучения практической работе.

3.  Супервизорство как необходимый элемент профессионализма в социальной работе.

4.  Специфика супервизорства в практике консультирования.

Литература

1.  «Новые подходы в социальной работе и возможности непрерывного образования», междун. конфер. (2001, Санкт-Петербург). Международная конференция «Новые подходы в социальной работе и возможности непрерывного образования», 24 – 28 октября 2001 г. [Текст]. – СПб. : «Семантика-С», 2002.

2.  Образование в области социальной работы в России / под ред. В. А. Галичина. - М.: МВШСЭН, 1996.

3.  Обучение практике социальной работы: международный взгляд и перспективы [Текст] / под ред. М. Доэла, С. Шадлоу. - М.: Аспект-пресс, 1997.

4.  Обучение социальной работе: преемственность и инновации [Текст] / под ред. Ш. Рамон, Р. Сарри. - М.: Аспект-пресс, 1996.

5.  Самойлова, В. А. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность [Текст] / В. А. Самойлова, Н. М. Полуэктова, И. А. Григорьева [и др.]; под ред. А. А. Козлова - М. :Логос, 2004.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.  Дайте характеристику основных теорий и подходов к обучению.

2.  Что переставляет собой процесс супервизорства?

3.  В чем состоит цель и каковы основные функции супервизора?

4.  Перечислите и охарактеризуйте фазы в работе супервизора.


Перечень учебных материалов текущего и итогового контроля знаний

Контрольные вопросы

1.  Профессиональные функции и должностные обязанности социального работника.

2.  Социальная работа как механизм реализации прав человека.

3.  Реализация социальной работы на макро-, мезо- и микроуровнях.

4.  Понятия «технология» и «социальная технология». Классификация социальных технологий.

5.  Технология социальной работы как вид социальной технологии.

6.  Классификация технологий социальной работы.

7.  Соотношение технологий, методов и методик в социальной работе.

8.  Взаимосвязь психологии и социальной работы.

9.  Понятие психосоциальной работы.

10.  Психологические методы в социальной работе.

11.  Этические дилеммы в социальной работе.

12.  Технология разрешения этических конфликтов.