Место и роль отношений собственности в рыночной экономике. Основы теории спроса и предложения. Рынок факторов производства, доходы и их формы. Инфляция. Система антиинфляционных мер, страница 5

Рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег,  форма организации хозяйства обеспечивающая эффективное решение экономических проблем.

Эволюция рынка:

1-  Охватывает период классического капитализма основанного на индивидуальной собственности. Его регулирование осуществлялось в основном с помощью стихийной конкуренции.

2-  Под влиянием 1929-1933г начинается новые изменения в экономике. Суть их – это значительное усиление роли государства. В результате 50-60 г в отдельных странах заложены правовые основы цивилизованного рынка

3-  70-80г это переосмысленные роли государства в экономике. Происходят процессы интеграции производства, систем связи государственного и частного капитала(смешанная экономика).

Рынок предполагает наличие 2 субъектов - продавцов и покупателей рынка означает одновременное развитие субъектов рынка, поэтому изучение рынка сопряженно с пониманием субъектов рынка и их поведению на рынках.

Объекты рыночных отношений-это все то по поводу чего возникает отношение купли-продажи. В качестве объектов рынка выступают прежде всего мат блага, услуги, а так же факторы производства.

=======================(2)========================

  Рынки

 


Рыночный механизм реагирует на изменение в потребностях перераспределив ресурсы, т.е. устанавливается новое равновесие.

Условия обеспечения равновесия на рынке:

1-  открытие рынка для всех экономических субъектов

2-  наличие ресурсов и свободное их перемещение из отрасли в отрасль

3-  полный объем рыночной информации

4-  отсутствие ограничений на свободу предпринимательства

5-  наличие развитой инфраструктуры рынка

Основные элементы рыночного механизма

- Цены.  изменение цен служит ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства, выбора технологий производства

-  Спрос, предложение. Спрос –это платежеспособная потребность потребителей.

Предложение-это количество товаров который имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношений между спросом и предложением порождает колебание рыночных цен вокруг так называемой равновесной цены.

-  Конкуренция. Цель каждого предпринимателя-это максимизация прибыли, а следовательно и расширение масштабов хоз. деятельности.  Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства, сбыта товара, т.е. они выступают по отношению друг к другу как соперники.

Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а постоянно взаимодействуя, их взаимодействие представляет собой рыночный механизм.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях  свободной или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни одно из фирм сама по себе не в состоянии воздействовать на рыночные цены.

========================(3)=======================

Принципы современного рынка:

1-  Максимальная свобода субъектов рынка и свобода передвижения материальных, финансовых ресурсов.

2-   Полная ответственность субъекта хоз. рынка за результаты своей деятельности.

3-  Равновесие всех видов собственности и  предпринимательской деятельности

4-   Конкуренция как основа здорового функционирования хозяйственной системы

5-   Свободное ценообразование.

6-  Распространение рыночных отношений на все сферы хозяйственной жизни

7-  Открытость экономики для внешних и внутренних  предпринимателей.

8-  Высокая степень социальной защищенности

9-  Исключение тотального вмешательства государства в деятельность хозяйственного субъекта.

Функции рынка