Рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег, форма организации хозяйства обеспечивающая эффективное решение экономических проблем.
Эволюция рынка:
1- Охватывает период классического капитализма основанного на индивидуальной собственности. Его регулирование осуществлялось в основном с помощью стихийной конкуренции.
2- Под влиянием 1929-1933г начинается новые изменения в экономике. Суть их – это значительное усиление роли государства. В результате 50-60 г в отдельных странах заложены правовые основы цивилизованного рынка
3- 70-80г это переосмысленные роли государства в экономике. Происходят процессы интеграции производства, систем связи государственного и частного капитала(смешанная экономика).
Рынок предполагает наличие 2 субъектов - продавцов и покупателей рынка означает одновременное развитие субъектов рынка, поэтому изучение рынка сопряженно с пониманием субъектов рынка и их поведению на рынках.
Объекты рыночных отношений-это все то по поводу чего возникает отношение купли-продажи. В качестве объектов рынка выступают прежде всего мат блага, услуги, а так же факторы производства.
=======================(2)========================
Рынки
![]() |
|||
![]() |
Рыночный механизм реагирует на изменение в потребностях перераспределив ресурсы, т.е. устанавливается новое равновесие.
Условия обеспечения равновесия на рынке:
1- открытие рынка для всех экономических субъектов
2- наличие ресурсов и свободное их перемещение из отрасли в отрасль
3- полный объем рыночной информации
4- отсутствие ограничений на свободу предпринимательства
5- наличие развитой инфраструктуры рынка
Основные элементы рыночного механизма
- Цены. изменение цен служит ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства, выбора технологий производства
- Спрос, предложение. Спрос –это платежеспособная потребность потребителей.
- Предложение-это количество товаров который имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношений между спросом и предложением порождает колебание рыночных цен вокруг так называемой равновесной цены.
- Конкуренция. Цель каждого предпринимателя-это максимизация прибыли, а следовательно и расширение масштабов хоз. деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства, сбыта товара, т.е. они выступают по отношению друг к другу как соперники.
Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а постоянно взаимодействуя, их взаимодействие представляет собой рыночный механизм.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни одно из фирм сама по себе не в состоянии воздействовать на рыночные цены.
========================(3)=======================
Принципы современного рынка:
1- Максимальная свобода субъектов рынка и свобода передвижения материальных, финансовых ресурсов.
2- Полная ответственность субъекта хоз. рынка за результаты своей деятельности.
3- Равновесие всех видов собственности и предпринимательской деятельности
4- Конкуренция как основа здорового функционирования хозяйственной системы
5- Свободное ценообразование.
6- Распространение рыночных отношений на все сферы хозяйственной жизни
7- Открытость экономики для внешних и внутренних предпринимателей.
8- Высокая степень социальной защищенности
9- Исключение тотального вмешательства государства в деятельность хозяйственного субъекта.
Функции рынка
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.