Для романтического образа Сильвио Пушкин воспользовался рядом черт своего кишиневского знакомого майора И. П. Липранди, который так же, как и Сильвио, – носитель иностранной фамилии, в прошлом гусар, обладатель большой библиотеки. Но «самый образ Сильвио собирателен, и Пушкин, очевидно, припоминал в нем ряд черт своих современников бретеров, таких как Толстой-«американец» и декабристы М. С. Лунин и А. И. Якубович»[5]. Само имя Сильвио и его участие в греческом восстании, некогда интересовавшем Пушкина, сопоставляются с именем его лицейского товарища Сильверио Брольо, участника восстания греческой национально-революционной организации, выступившей против турок.
Повесть «Выстрел» стала первой из октябрьских повестей и первоначально состояла только из одной главы. Закончив ее 12 октября 1830 г., Пушкин приписал: «Окончание потеряно», тем самым как бы отказавшись от намерения продолжать рассказ. В таком виде повесть носила автобиографический характер: эпизод, аналогичный случаю с черешнями под выстрелом противника, происходил с самим Пушкиным во время его дуэли с офицером Зубовым в Кишиневе в июне 1822 г. «На поединок с Зубовым Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока тот стрелял. Зубов стрелял первый и не попал. Пушкин ушел, не стреляя, но и не примирившись с Зубовым»[6].
Через два дня, 14 октября, Пушкин написал вторую главу. Причина, по которой Пушкин сначала оставил повесть неоконченной, а затем принял решение ее дописать, не ясна. На первый взгляд кажется, что к моменту написания первой части развязка истории еще не сложилась, однако характер рукописи – минимум правки, отсутствие вариантов и вставных эпизодов – свидетельствует об обратном: «Выстрел» был продуман во всех деталях и едва ли не тщательнее любой другой из болдинских повестей. Загадка истории текста заключается не столько в хронологической записи, сколько в ремарке «Окончание потеряно». К ее разгадке ведут два пути: либо автор не собирался продолжать историю Сильвио, либо он намеревался рассказать о ней в другом месте. Поскольку ремарка является поэтическим приемом, который должен работать, остается второе: о завершении дуэли между графом и Сильвио Пушкин предполагал рассказать за пределами повести, но уже через день замысел изменился – и окончание дуэльной истории обрело форму второй части повести. Так, помета «Окончание потеряно» является в истории текстов будущих «Повестей Белкина» первым, хоть и косвенным свидетельством о намерении переадресовать авторство повестей покойному сочинителю – в случае прямого авторства ее появление было бы невозможно.
Последней из «Повестей Белкина» была закончена «Метель». Повесть построена на таких же романических тайнах и узнаваниях, как и «Барышня-крестьянка», и обе эти повести обозначены как рассказанные одной и той же «девицею К. И. Т.». Работу над «Метелью» Пушкин закончил 20 октября.
Сохранился следующий план повести: Помещик и помещица. Дочь их; бедный помещик сватается, отказ. – Увозит ее. – Метель. – Едет мимо, останавливается. Барышня больна. – Он едет с отчаяния в армию. Убит. Мать и отец умирают. Она помещица. – За нею сватаются. Она мнется. – Полковник приезжает. Объяснение.
План «Метели» отличается от остальных тем, что все обозначенные в нем сюжетные ходы реализованы. Единственным разночтением является то, что в плане отмечена смерть обоих родителей, а в повести умирает только отец Марьи Гавриловны.
Противопоставление героя-неудачника герою-счастливцу, интересующее Пушкина в 1830 г. и в «Моцарте и Сальери» и характерное для «Выстрела», своеобразно варьируется и в «Метели». Счастье, дважды идущее в руки Владимира, все же не дается ему, наоборот – Бурмин, вопреки несчастной случайности, символизируемой метелью, кончает счастливой развязкой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.