ГЛАВА II. Опытно - экспериментальная работа по формированию грамматического строя речи с использованием дидактических игр.
2.1. Анализ условий и определение уровня освения детьми грамматического строя языка. особенностей педагогической работы по формированию грамматического строя речи в данной группе.
Опытно - экспериментальная работа проводилась во 2 младшей группе ДОУ №23 Выборгского района.. В эксперименте принимало участие 11 детей, наиболее стабильно посещающих детский сад. Из них - 4 девочки и 7 мальчиков. Возрастной состав экспериментальной группы представлен в таблице:
Имя ребенка |
Дата рождения |
Возраст на 1.02.09 |
Елисеева Надя Кравцова Ира Васин Саша Скобля Саша Глинчиков Миша Четвергова Галя Назаров Илья Занин Максим Елисеева Света Финкова Вероника Николаенко Влад |
08.06.2005 28.09.2005 08.07.2005 .05.17.2005 13.12.2005 06.07.2004 13.05.2005 37.04.2005 08.06.2005 22.07.2005 30.08.2005 |
3 года 7 месяцев 3 года 4 месяца 3 года 6 месяцев 3 года 7 месяцев 4 года 2 месяца 3 года 6 месяцев 3 года 8 месяцев 3 года 9 месяцев 3 года 7 месяцев 3 года 6 месяцев 3 года 5 месяцев |
Опытно – экспериментальная работа включала 2 этапа: констатирующий и формирующий эксперименты, по окончании были проанализированы результаты. При организации этих этапов работы мы учитывали, что в данном дошкольном учреждении реализуется «Программа воспитания и обучения в детском саду»
В констатирующем эксперименте были поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать предметно - развивающую среду группы и выяснить наличие в ней игр и пособий, способствующих освоению детьми грамматического строя речи.
2.Определить уровень освоения грамматического строя речи детьми экспериментальной группы.
3.Выявить наиболее типичные ошибки в грамматическом строе речи.
4. Выяснить понимание родителями важности своевременного формирования грамматически правильной речи у детей 4-го года жизни.
При анализе предметно развивающей среды было отмечено, что среди настольно-печатных игр наибольшее количество различных видов лото (Лото), в основном это игры на сенсорное развитие, логическое мышление игр на развитие грамматического строя речи очень мало. Мы увидели необходимость внесения настольно - печатных игр с речевым содержанием
Из беседы с воспитателем мы выяснили, что дети любят играть в настольно -печатные игры, довольно кропотливо собирать лото, что не совсем характерно для данного возраста. Работа по развитию речи, в том числе и по развитию грамматически правильной речи, идет только на занятиях со всей группой.
Для решения 2-й и 3-й задачи констатирующего эксперимента были использованы следующие методы диагностики:
1. Наблюдение за речью в повседневной жизни, во время игр, бытовой деятельности и ведение фотозаписи.
2. Использование диагностической методики М.М. Алексеевой, В.И Яшиной для выявления уровня грамматического строя речи (всего 6 заданий).
В рамках констатирующего эксперимента мы проводили наблюдение за речью детей в повседневной жизни и выяснили, что дети часто неправильно склоняют существительные, например (Саша В. – «На лёде можно поскользнуться). Не правильно употребляют глаголы (Никита – «застегает», Надя – «хочите кашки», Галя – «балаваются».) В основном дети допускают ошибки с труднообразуемыми словами (Галя –« не надо давать, уже дадено»). В силу возраста детей эти аграматизмы закономерны.
Так же для выявления освоения разных сторон грамматики использовали диагностическую методику В.И. Яшиной и М.М. Алексеевой .….\. где большинство заданий сформулировано в игровой форме и предполагает использование наглядности.
1задание мы использовали для проверки понимания и употребления существительных с предлогами использовалось игровое упражнение «Расставим посуду на места»
Детям предлагалась следующая игровая задача: Кукла пришла на кухню и увидела беспорядок - тарелка под столом, чашка на стуле, ложка в сковороде т.д.
Сначала дети должны были ответить на вопросы куклы, а потом расставить посуду по местам. с помощью вспомогательных вопросов типа: «Куда поставим чашку?», « Куда поставим тарелку?» и т.д.
Дети с энтузиазмом откликнулись на это задание. Им очень понравилось наводить порядок и помогать кукле. Ответы детей зафиксированы в протоколе 1 (приложение 1). ; При оценке выполнения заданий за каждый правильный ответ начислялся 1 балл.
При определении уровня мы пользовались следующими критериями:
6-5 баллов- высокий уровень
4-3 балла - средний уровень,
2 балла и менее - низкий уровень.
Некоторые дети ответили на все вопросы правильно. Этот эксперимент показал, что 6 человек, что составляет 54%, умеют правильно использовать предлоги, не допустили ни одной ошибки. Мы определили эти умения как высокий уровень, ; 3 человека - на среднем уровне, что составляет 28% и 2 человека на низком уровне, что составило 18%. Некоторые дети ответили на все вопросы правильно. И только 2 ребенка промолчали, то ли от незнания, то ли от непонимания задания. С этими детьми было повторно проведено данное задание. В некоторых случаях дети замещали предлоги на знакомые им (вместо «в» говорили «внутри сковороды», вместо «за» говорили «сзади чайника.») обобщенныеДанные приведены в гистограмме 1 протоколе № 2.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.