Опытно-экспериментальная работа по формированию грамматического строя речи с использованием дидактических игр, страница 4

Первый вопрос был направлен на выяснение оценки родителями уровня развития речи своего ребенка. Для ответа предлагалось выбрать один из трех показателей: выше среднего, норма, ниже среднего. 10 родителей определили уровень развития речи своего ребенка как норма, что составило 91%. Мама Гали  определила уровень как выше среднего, что составило 9%. Эту маму нельзя обвинять в предвзятости, так как если отталкиваться от развития речи других детей в группе, то у данного ребенка действительно показатель лучше, чем у других детей.

Следующий вопрос звучал так: «Считаете ли Вы необходимым исправлять речевые ошибки вашего ребенка?» И опять 91% считают, что это делать необходимо, подтвердив это свом ответом «да».А двое родителей ответили на это вопрос словом «обязательно», что подчеркивает их ответственность в данном вопросе. И 9%  считают, кто что исправлять ошибки необязательно.

Был включен  вопрос и на оценку освоения ребенком  грамматической стороны речи – «Умеет ли ваш ребенок правильно употреблять падежи существительных и времена глаголов в словосочетании». 5 родителей ответили, что их дети умеют правильно употреблять падежи существительных и времена глаголов, что составило 46%. 2 родителя не ответили на этот вопрос – 18%, еще 18% ответили, что это не всегда удается их детям.Остальные 18% ответили, что их детям это не удается.везде окаких детях речь

Отвечая на следующий вопрос, который звучал таким образом: «Какие ошибки наиболее часто допускает Ваш ребенок.», родители старались привести примеры ошибок. Например: ребенок говорит  «бегёт» вместо «бежит» – Глинчиков Миша. «Вставает» вместо «встает» – Четвергова Галя. Родители так же упоминали ошибки в ударении – «рукой» (ударение на звук «у») у Вероники. Дети путают мужской и женский род. Например: «папа пошла, мама купил» – Ира. Мама Саши Васина не поняла, что этот вопрос тоже связан с развитием речи, написала что наиболее частая ошибка, допускаемая ребенком то, что когда он рисует, то  выходит за контуры рисунка. Из анализа содержания анкет по данному вопросу, можно сказать, что родители очень наблюдательны, смогли привести разнообразные примеры аграматизмов.

Предлагая в анкете  последний вопрос,  мы хотели выяснить, используют ли родители игры на развитие речи, занимаясь с ребенком дома. 5 родителей ответили , что не используют подобные игры( 46%) .3 человек ответили, что используют игры на развитие речи (27%). Остальные 27% ответили невнятно и указали игры, вообще не связанные с развитием речи – пазлы, пирамидки. Только одна мама смогла конкретно указать название игры – «Назови одним словом» (мама Саши Васина). В основном для развития речи родители используют пересказы, описание происходящего.

Нас очень  порадавало отношение родителей, они восприняли анкетирование очень серьезно. Это свидетельствует о внимательном, заинтересованном отношении родителей к проблемам развития речи детей. Анализ анкет помог уточнить формулировку задач работы в рамках формирующего эксперимента.

Приложение №6

Протокол №6. Употребление простых предложений

Таблица №6

Кораблик плывет

Самолет летит

Мальчик бежит

Заяц прыгает

Мишка сидит

Кукла спит

Сумма баллов бапповбаллов

уровень

Елисеева Надя

+

+

+

+

+

+

6

в

Кравцова Ира

-кораблик плавать

+

+

-

+

+

4

с

Васин Саша

+

- самолет летать

+

-

+

- куколка

3

н

Скобля Саша

+

+

+

-

+

+

5

с

Глинчиков Миша

+

+

+

-

-

+

4

с

Четвергова Галя

+

+

+

+

+

+

6

в

Назаров Илья

-

+

+

-

+

-

3

н

Занин Максим

+

-

+

+

-

+

4

с

Елсеева Света

+

+

+

+

+

+

6

в

Финкова Вероника

+

+

+

- зайка

+

+

5

с

Николаенко Влад

+

-

-

-

+

+

3

н

Количество неверных ответов (отсутствие)

1

2

1

7

2

2

ИТОГИ

Высокий уровень

3 чел.

27 %

Средний уровень

5 чел.

46 %

Низкий уровень

3 чел.

27 %