Опытно-экспериментальная работа по формированию грамматического строя речи с использованием дидактических игр, страница 7

Протокол №3. Употребление формы существительного родительного падежа множественного числа  (констатирующий эксперимент)

Таблица №3.

карандашей

Тетрадей, тетрадок

Машин, машинок

количество

уровень

баллов

Елисеева Надя

-

карандошов

+

+

2

средний

Кравцова Игра

-

-

+

1

низкий

Васин Саша

-

-

+

1

низкий

Скобля Саша

+

+

+

3

высокий

Глинчиков Миша

+

+

-

2

средний

Четвергова Галя

+

+

+

3

высокий

Назаров Илья

-

-

тетради

-

машины

0

низкий

Занин Максим

-

карандашов

+

+

2

средний

Елисеева Света

+

+

+

3

высокий

Финекова Вероника

+

+

+

3

высокий

Николаенко Влад

+

-

тетради

+

2

средний

Количество неправильных ответов

2

2

1

ИТОГИ

Высокий уровень

4 чел.

36 %

Средний уровень

4 чел.

36 %

Низкий уровень

3 чел.

28 %

«+»-наличие ответа

3 балла – высокий уровень

«-« отсутствие ответа                                 2 балла – средний уровень или неправильный ответ                            1 - 0 баллов –низкий уровень

2.2. Практическая работа с детьми по формированию грамматически правильной речи.

На основании данных констатирующего эксперимента стали ясны наиболее распространенные ошибки в речи  детей,  а так же общий уровень сформированности грамматически правильной речи у каждого ребенка экспериментальной группы, что позволило сформулировать следующие задачи формирующего эксперимента:

1. Продолжать учить детей правильно использовать существительные множественного числа в родительном падеже и т.д

2. Упражнять детей в словообразовании названий  детенышей животных, притяжательных и относительных прилагательных.

3. Продолжать упражнять детей в использовании предложений несложных  конструкций.

4. Расширить знания родителей о возможностях использования дидактических игр для формирования грамматически правильной речи детей.

Был подобран ряд дидактических игр с наглядной основой для работы по формированию грамматически правильной речи: « Чей хвост», «Какой сок в стакане», «Большие, маленькие», «Куда залез Ежик», « Угадай, чего не стало?», «Чей детеныш?» «Расскажи, во что одета кукла?», «Кому что?», «Расставим посуду по местам», «Расскажи Что видишь на картинке»

Также мы включили в работу и те игры, которые использовались в констатирующем эксперименте,  и вызвали у детей большой интерес: «Угадай, чего не стало?», «Большие маленькие», «Чей детеныш?», «Расставим посуду по местам», «Расскажи, во что одета кукла?»

Для того чтобы наиболее эффективно решить поставленные задачи,  мы ежедневно предусматривали в календарном плане организацию с детьми  дидактических игр по формированию грамматического строя речи.

С целью обеспечения  наибольшей речевой активности  детей мы проводили запланированные игры или индивидуально, или с небольшой подгруппой детей. Объединяли детей в подгруппы иногда произвольно, если дети сами выражали желание поиграть, но старались учитывать уровень освоения грамматического строя языка.

Наиболее удобное время для проведения дидактических игр – вечерний отрезок времени, а также утренний прием. К сожалению, не удалось включить эти игры в проведение прогулки, т.к. все игры предполагали наличие наглядного материала, а на участке не было подходящих условий.