2 задание было направлено на проверку использования в речи формы родительного падежа множественного числа существительного.
Детям предлагался наглядный материал: карандаши, тетради, машинки. Сначала дети по очереди называли предметы, потом предлагалось на время закрыть глаза, и убиралась одна группа предметов, затем ребенок открывал глаза, и должен был сказать, чего не стало. Наиболее частая ошибка – использование слова карандашов вместо карандашей. Каждый правильный ответ оценивался в 1 балл, следовательно:
5 баллов – высокий уровень;
4-3 балла – среднйи уровень;
2 балла и меньше – низкий уровень….с нового абзаца
Высокий и средний уровень показали одинаковое количество детей, что составило по 37% и всего 3 человека низкий уровень, что составило 26%. Детям понравился тот момент, когда надо закрывать глаза, что они пытались применить этот прием в разных моментах («Давайте я закрою глаза, а вы что-нибудь уберете?» - просили дети.)Данные приведены в протоколе №2 (приложение 3) и в гистограмме 2 9приложение 4
3 задание. Для проверки употребления в речи существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом использовалось задание «Скажи ласково».
Детям предлагалось рассмотреть предметные картинки, на которых были изображены дом, яблоко, мяч, гриб, затем задавался вопрос – «Как надо сказать, чтобы было понятно, что яблоко маленькое». Нередко можно было услышать примеры детского словотворчества, когда дети пытались образовать новое существительное. Например – яблоко-яблочко - яблочечко.
Критерии оценки
5 баллов – высокий уровень,
4-3 балла – средний,
2 балла и ниже – низкий уровень.
Высокий и средний уровень показали одинаковое количество человек-по 5, что составляет по 45% и 1 человек-низкий уровень, что составляет.9%
После этого упражнения в речи детей нередко можно было услышать слова с уменьшительно ласкательным суффиксом. Было очень интересно наблюдать за детским «экспериментированием».
4 задание. Проверка умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Детям предлагается рассмотреть 2 куклы, их внешний вид.
- Во что одета Маша? А какое у нее платье, какого цвета? (платье синее, синего цвета)
-Что на ногах у Маши (носки, туфли).
-Какого цвета волосы (светлые)
Я старалась увлечь детей, но в некоторых случаях дети отвлекались и им хотелось действовать с куклой. Детям не всегда удавалось согласовать прилагательное с существительным например («Синяя платье» - Ира, «Волосы коричневый» – Илья.
Критерии оценивания ответов по этому заданию? уровни
5 задание предполагало проверку умения правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе.
Был подобран стимульный материал - 7 пар иллюстраций: кошка-котенок, собака-щенок, корова-теленок, лошадь - жеребенок, заяц - зайчонок, утка - утята, овца - ягненок.
Детям было предложено подобрать к картинке «маме» картинку «детеныш». Почти со всеми заданиями дети справлялись правильно. Основные трудности возникли с называнием детенышей лошади: дети пытались заменить неизвестные им названия на уменьшительно -ласкательную форму слова «лошадь», например – « лошаденок» (Саша В. и Вероника). Такая же трудность возникла и со словом «корова». Некоторые дети вместо «теленок» говорили - «коровенок» (Миша), «коровята» (Саша В.). Интересен так же был ответ «пони» (Галя), вероятно, ребенок мог слышать это слово, употребленное к породе маленькой лошади. Эти ошибки происходят оттого, что форма образования названия детеныша в последних заданиях, не совпадает с названием взрослого животного, не является однокоренным словом так, как это происходит в более простых вариантах (кошка - котята, утка - утята, заяц – зайчата). Интересно, что вышеобозначенных затруднений у детей не вызывало называние детеныша собаки, хотя здесь тоже нет совпадения с названием взрослого животного. Это можно объяснить тем, что в городских условиях собаки – достаточно распространенные питомцы, содержащиеся в семьях, и дети могут достаточно часто слышать от взрослых слово «щенок».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.