Гуткович И.Я.,
Заведующая Центром развития ребенка - детским садом
№ 178 «Облачко», г. Ульяновск
Синдяева О.Н.,
Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе
Детского сада № 178 «Облачко»
К вопросу обучения дошкольников анализу проблем героев
в литературных произведениях
в условиях дошкольного образовательного учреждения
Творческая личность востребована обществом на всех возрастных ступенях ее становления. В современной педагогической науке не случайно поднимаются вопросы развития творческой деятельности ребенка, необходимости поиска путей ее формирования. Особое место среди творческих проявлений дошкольников, занимает словесное творчество. Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой художественной деятельности детей, возникающий под влиянием произведений литературного искусства, а также впечатлений от окружающей жизни, выражающийся в создании речевых текстов и требующий взаимного действия ряда психических функций.
Умение создавать собственное высказывание тесным образом переплетается с умениями воспринимать, анализировать литературный текст. В старшем дошкольном возрасте углубляется восприятие литературного текста, появляются элементы осознания формы, содержания, языка. Это дает возможность переноса полученных умений в собственную речевую практику.
Литературные произведения, в частности сказки, являются благодатной почвой для воспитания чувствительности к проблемам, формированию нравственных основ, обучению умения понять точку зрения окружающих людей. Принимая во внимание тот факт, что литературные произведения имеют огромное значение в жизни детей, мы создать за педагогический проект «Проблемы героев литературных произведений» в масштабе детского сада. Метод проектов позволяет развивать познавательные навыки детей, учить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развивать критическое мышление при решении проблем. Проектом по обучению детей основам анализа литературных произведений наш детский сад начал заниматься с сентября 2006 года.
При составлении и реализации плана проекта мы придерживались алгоритма организации деятельности:
· Выявление проблемы, которую необходимо решить в ходе выполнения проекта.
· Определение цели предстоящей деятельности.
· Составление плана работы над проектом, его проведения.
· Составление копилок и картотек проблем героев в литературных произведениях.
· Организация совместной деятельности педагогов и научного руководителя в ходе выполнения плана работы над проектом.
· Дальнейшее использование результатов составленных картотек, перевод их в «копилку проблем».
На основе алгоритма анализа литературного произведения, предложенного научным руководителем, к.п.н. Т.А. Сидорчук и ее коллегами, нами был разработан алгоритм, помогающий педагогам выстраивать ход занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. В нем были заложен следующий алгоритм:
Название сказки;
Выбор героя;
Что хотел герой;
Что ему мешало;
Что он делал, чтобы решить проблему;
Кто помог решить проблему;
Какой результат получил;
Совет герою или жизненное правило;
Какие свойства характера приобрел.
При анализе проблем героев в литературных произведениях, стало возможным научить дошкольников чувствовать и формулировать ключевую проблему главных героев; анализировать поступки и характеры этих героев, способы решения проблем, и, что самое ценное, научить находить аналоги в жизни, формулировать главную идею произведения, то есть некое «жизненное правило», которым дети руководствуются в своей деятельности.
В ходе работы над проектом мы создали ряд условий для освоения правил работы с проблемами:
· Работа с детьми проходит по типу тренинга на каком- либо занятии или в свободное время.
· Перед анализом литературных проблем необходимо мотивировать детей.
· Во время анализа проблемы не допускать преобразование текста и не решать проблемы за героя. Анализ происходит по авторскому тексту.
· Во время работы с проблемами общение детей должно быть свободное, рекомендуется моделировать действие героев, перемещаться в пространстве с группой детей.
· Произведение читается до обсуждения проблемы на кануне или часа за два до беседы.
· После анализа проблемы литературного героя желательно повторное чтение.
· Обсуждение проблем ложно быть динамичным и коротким по времени (5-10мин).
· Педагог задает четко вопросы и ждет ответа от детей, при этом наставятся цели не вспоминать весь текст литературного произведения и не переключаться на проблемы другого героя.
· Перечислять что герой делал лучше по тексту с момента появления желания у героя до момента решения (или не решения) проблемы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.