К вопросу обучения дошкольников анализу проблем героев в литературных произведениях в условиях дошкольного образовательного учреждения, страница 6

Воспитатель

Дети

-Ребята, отгадайте, в какой сказке живут эти герои: заяц, ежик, медведь, ворона?

- в этой сказке все перессорились.

- с чего началась эта сказка?

-«Мешок яблок», «Яблоко»

-это в сказке «Яблоко», они все подрались из-за яблока.

- зайчик по лесу бежал и яблоко увидел.

-зайчик будет сегодня нашим гостем (рисую схематично зайца)

-что имел наш зайчик?

-что же у него появилось?

-наверно у него есть где-то домик.

-с собой у него ничего не было, он просто так гулял

- он яблоко увидел на дереве.

-какая у зайчика появилась проблема, что он хотел сделать?

- зайка хотел яблоко сорвать и съесть его

Наверно он голодный был, а яблоко было красивое, вкусное.

-почему же он не съел его, что ему помешало?

-он достать его не мог, яблоко росло на высоком дереве.

- на самой верхушке.-

-что же зайка делал, что бы достать яблоко и съесть его (зачитываю отрывки из сказки).

-увидел, попросил ворону, сказал ей спасибо

-хотел поднять

-испугался

-стал думать и понял

-закричал на ежа

-стал отнимать яблоко

-кричал

-ворону ногой лягнул

-побежал к медведю

-рассказал

-медведь спрашивал, а заяц отвечал

-удивился

-обрадовался

-стал довольным

-кто помог зайчику сделать то, что он хотел?

-медведь разделил яблоко, но сначала ворона помогла сорвать яблоко с дерева, а ежик поймал его.

- добился зайка того, чего он хотел?

- он один съел яблоко?

-да, зайка съел яблоко

-яблоко разделили на всех

-ребята, а почему сначала зайка со всеми подрался?

-когда тебе кто-то помогает, что надо делать?

-я, знаю такую пословицу «Долг платежом красен» (идет объяснение пословицы).

- он хотел один его съесть, никому не давать.

- надо говорить спасибо, а еще надо поделиться.

-какой наш заяц был по наблюдательности?

-по характеру в начале сказки?

-какой он стал в конце сказки?

- очень внимательный и любопытный

-жадный, вредный, драчливый.

- щедрый, он понял что надо делиться, стал благодарным.

Протокол анализа литературного произведения «Снегурочка»

с детьми 5 - го года жизни

Воспитатель

Дети

-какое у нас сейчас время года?

-чем хороша зима?

-в каких сказках действие происходит зимой?

-в каких из этих сказок живут дед и баба?

- зима

-зимой много снега, приходит Новый год, можно кататься на санках, лыжах, коньках, -зимой мы лепим снеговиков и т.д

- «Зимовье», «Снегурочка», «Морозко», «Заяц  Хваста» и т. д.

-«Морозко» и «Снегурочка»

-какая была проблема у деда и бабы в сказке «Снегурочка»?

-что же в этом плохого?

-у них детей не было.

-им было скучно, никто им не помогал, а они были старенькие.

-а что же было у деда и бабы?

-был дом, двор

-наверное был животные?

- что же хотели бабушка и дедушка?

-ребеночка, внучку.

-почему же у них не было детей? Что им мешало?

-не родились у них детки

- а может они уехали далеко-далеко

-да ребята, им очень хотелось, что бы у них была внучка. Что же они стали делать, что бы решить эту проблему?

(чтение отрывков из сказки с выделением глаголов)

-горевали, увидели, говорили, решили, вышли

-катали, лепили, надели платочек, увидели

-обрадовались

-повели в дом

- кто помог решить им свою проблему?

-ребята на улице.

-дедушка с бабушкой увидели  как дети лепят снежную бабу и то же так сделали.

-получили дедушка с бабушкой то чего они хотели? Решили они свою проблему?

- да, у них появилась внучка. Она стала им помогать.

-но только потом она растаяла, они опять ее потеряли.

- что можно им посоветовать?

-ребята, а что бывает со снегом летом?

-бабушка с дедом знали об этом?

-что им надо было сделать?

-ребята, я знаю такую пословицу: «что имеем - не храним, потерявши – плачем»

(объяснение пословицы)

-надо было взять настоящую девочку, у которой нет мамы с папой

-он тает.

- да,

-им надо было беречь внучку, прятать ее от солнышка и тепла, что бы она не растаяла (выход на решение тв. задачи)

- какие были дед и баба по эмоциональному состоянию до появления Снегурочки?

-после появления внучки?

- какие были по отношению к внучке?

- какие стали после потери Снегурочки?

- грустные, одинокие, не веселые

-радостные, веселые, довольные, счастливые

- заботливые, не догадливые, не понимающие, встревоженные, забывчивые(забыли что девочка из снега)

- опять грустные, плачущие, расстроенные, поняли что ,  Снегурочку надо было беречь.