К вопросу обучения дошкольников анализу проблем героев в литературных произведениях в условиях дошкольного образовательного учреждения, страница 4

Воспитатель

Дети

Ребята, какую сказку мы сегодня с вами читала?

«Волк и семеро козлят».

Назовите героев этой сказки.

Коза, козлята, волк, кузнец.

Ребята, у каких героев были проблемы?

У волка, у козы, у козлят.

Какая проблема была у волка?

Он очень хотел кушать, хотел съесть козлят.

Что ему мешало это сделать?

Грубый голос, поэтому козлята ему не открывали дверь.

Что он сделал, чтобы решить эту проблему?

Он пошел к кузнецу. Кузнец сделал ему тоненький голосок. И волк стал петь тоненьким голоском.

Кто ему помог?

Кузнец.

Чем все закончилось?

Волк запел тоненьким голоском и козлята ему открыли дверь. Волк зашел и съел их.

А какие черты характера были у волка?

Он был хитрым

Костяева Н.А.

Картотека анализа литературных произведений с детьми 4 – 5 лет

 «Пых», украинская народная сказка.

1. Герой: Еж

2. Что хотел: оставить себе репку.

3. Что мешало: ему мешали дед, баба, Алёнушка.

4. Что сделал, чтобы решить проблему: фырчал, угрожал, пугал.

5. Кто или что помог решить проблему: частично решил проблему, репку у него все равно забрали

6. Какой получился результат:  лишился репки, попал в руки к девочке.

7. Совет герою или жизненное правило: за чужим погонишься - свое потеряешь.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы:  хитрость, вороватость, не предусмотрительность, сердитость.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» русская народная сказка.

1. Герой:   Иванушка (до превращения)

2. Что хотел: хотел утолить жажду

3. Что мешало: мешал запрет сестры

4. Что сделал, чтобы решить проблему: просил разрешения, слушался, шел, просил разрешения, слушался, шел, просил разрешения, не послушался, нагнулся, напился, превратился.

5. Кто или что помог решить проблему:  сам решил свою проблему.

6. Какой получился результат: попил воды, но превратился в козленка.

7. Совет герою или жизненное правило: надо слушаться старших, будь терпелив.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: доброту, непослушание, не выносливость, не терпеливость.

1. Герой: Иванушка-козленок.

2. Что хотел: хотел спасти свою жизнь.

3. Что мешало: ведьма

4. Что сделал, чтобы решить проблему: просил разрешения, побежал, ходил, звал, слушал, обрадовался, перекувыркнулся, обернулся.

5. Кто или что помог решить проблему: помог слуга.

6. Какой получился результат: спас свою жизнь, жизнь сестры, превратился в мальчика.

7. Совет герою или жизненное правило: не было бы счастья, да несчастье помогло. Мир не без добрых людей.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: страх, одиночество, не доверчивость.

«Красная шапочка» Ш. Перро

1. Герой: Волк

2. Что хотел: хотел наесться

3. Что мешало: помешала жадность

4. Что сделал, чтобы решить проблему: увидел, спрятался, вышел, спрашивал, слушал, показал, побежал, прибежал, постучал. Изменил голос, дернул за веревочку, вбежал, накинулся, съел, проглотил, облизнулся, переоделся, лег, ждал, услышал, изменил голос, объяснил, предложил, объяснял, набросился, проглотил, погиб.

5. Кто или что помог решить проблему: доверчивость Красной Шапочки

6. Какой получился результат: голод утолил, но был убит.

7. Совет герою или жизненное правило: от коварства сам пострадаешь.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: хитрость, жадность, коварство.

«Три поросенка», английская нар. сказка.

1. Герой: Ниф-Ниф.

2. Что хотел: хотел сохранить жизнь

3. Что мешало: мешал волк

4. Что сделал, чтобы решить проблему: вместе с братом шли, пели, шумели, увидели, испугались, застыли, побежали, прибежал, захлопнул, спрятался, выскочил, побежал. Прибежал, вместе с братом захлопнули, слушали, пожалели, открыли, увидели, захлопнули, помчались, успели, добежали, спрятались, дрожали, обрадовались.

5. Кто или что помог решить проблему: Брат Наф-Наф

6. Какой получился результат: Результата добились, остались живы.

7. Совет герою или жизненное правило: Делу время – потехе час.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: леность,  непредусмотрительность, несерьезность, не старательность, трусливость, глупость.