· Педагогу не рекомендуется выбирать «главного героя» на наш взгляд в литературных произведениях достаточно сложно выбрать главных и второстепенных, героев потому что у каждого объекта произведения есть своя функция.
· При формулировки вопроса по свойствам характера героя необходимо включать имя признака, который хочет выяснить педагог у детей.
Данный подход позволяет детям усвоить алгоритм, анализа проблемы героя и перевезти алгоритм во внутренней план.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа в рамках проекта помогает детям:
Анализ программных произведений проводился по возрастным группам.
Чилихина Т.Н.
Картотека анализа проблем в литературных произведений
с младшими дошкольниками
«Колобок»
Проблема деда и бабы: оставили колобка на подоконнике при открытом окне.
Действие: Дед и баба поступили не обдуманно
Результат: Колобок укатился в лес.
«Курочка Ряба» (русская народная сказка) Обр. К.Ушинский
Проблема дедушки и бабушки: как разбить яичко.
«Рукавичка» (украинская народная сказка) Обр. Е. Благининой
Проблема зверей: как сделать так, чтобы всем зверям поместиться в рукавичке.
«Теремок» (русская народная сказка) Обр. М. Булатова
Проблема зверей: как сделать так, чтобы поселиться в теремке.
«Репка» (русская народная сказка) Обр. М. Булатова
Проблема деда: как сделать так, чтобы вытянуть репку.
Решение проблемы: собрал команду и добился результата.
«Волк и семеро козлят» (русская народная сказка)Обр. К.Ушинский
Проблема волка: как сделать так, чтобы козлята открыли.
Проблема козы: как сделать так, чтобы уберечь козлят, спасти их.
Проблема козлят: как сделать так, чтобы не впустить волка.
«Маша и медведь» (русская народная сказка)
Проблема Маши: придумать способ как вернуться домой, уйти к дедушке и бабушке.
Действие: попросила медведя отнести корзину с пирожками дедушке и бабушке.
Проблема медведя: не дать Маше вернуться домой.
Действие медведя: домой не отпускал, выполнил просьбу Маши.
«А что ты умеешь?» (Автор текста В.М.Волотников)
Проблема Тыквенка: найти друга.
Результат: нашел друзей.
Проблема Воробья: помочь Тыквенку.
Действие: предложил свою дружбу.
Результат: стали дружить.
Проблема Волка: съесть зайца, ёжика, белку.
Действие: поймал их и посадил в большую клетку, чтобы потом съесть, а сам лёг спать.
Результат: волк испугался Тыквенка и убежал.
Тыквенок проявил сообразительность по отношению к пленникам. проблема решена - хорошо! Он использовал свои ресурсы и окружения.
Галабурда И.В.,
Прокофьева Н.Ю.,
Картотека анализа литературных произведений
с младшими дошкольниками
«Волк и семеро козлят».
Герой: волк.
Что хотел: съесть козлят.
Что мешало: грубый голос, из-за которого козлята не открывали ему дверь.
Что сделал, чтобы решить проблему: пошел к кузнецу; изменил голос; и стал петь тоненьким голоском.
Кто или что помог решить проблему: кузнец.
Какой получился результат: козлята открыли дверь и волк их съел, но потом погиб.
Совет герою или жизненное правило: добро всегда побеждает зло.
Какие свойства характера были при решении проблемы: хитрость, коварство.
«Заюшкина избушка».
Герой: заяц.
Что хотел: вернуть дом.
Что мешало: лиса не пускала.
Что делал, чтобы решить проблему: просил других помочь выгнать лису.
Кто или что помог решить проблему: петух.
Какой получился результат: выгнал лису и они стали жить вместе.
Совет герою или жизненное правило: не пускай чужих в дом; не будь доверчивым.
Какие свойства характера были при решении проблемы: настойчивость.
«Маша и медведь».
Герой: Машенька.
Что хотела: вернуться домой.
Что мешало: медведь не пускал.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.