К вопросу обучения дошкольников анализу проблем героев в литературных произведениях в условиях дошкольного образовательного учреждения

Страницы работы

15 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Гуткович И.Я.,

Заведующая Центром развития  ребенка -  детским садом

№ 178 «Облачко», г. Ульяновск

Синдяева О.Н.,

Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе

Детского сада № 178 «Облачко»

К вопросу обучения дошкольников анализу проблем героев

 в литературных произведениях

 в условиях дошкольного образовательного учреждения

Творческая  личность  востребована обществом на всех возрастных ступенях ее становления. В современной педагогической науке не случайно поднимаются вопросы развития творческой деятельности ребенка, необходимости поиска путей  ее формирования.  Особое место среди творческих проявлений дошкольников, занимает словесное творчество.  Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой художественной деятельности детей, возникающий под влиянием произведений литературного искусства, а также впечатлений от окружающей жизни, выражающийся в создании речевых текстов и требующий взаимного действия ряда психических функций.  

Умение создавать собственное высказывание тесным образом переплетается с умениями воспринимать, анализировать литературный текст. В старшем дошкольном  возрасте углубляется восприятие литературного текста, появляются элементы осознания формы, содержания, языка. Это дает возможность переноса полученных умений в собственную речевую практику.

Литературные произведения, в частности сказки, являются благодатной почвой для воспитания чувствительности к проблемам, формированию нравственных основ, обучению умения понять точку зрения окружающих людей. Принимая во внимание тот факт, что литературные произведения имеют огромное значение в жизни детей, мы создать за педагогический проект «Проблемы героев литературных произведений» в масштабе детского сада. Метод проектов позволяет развивать познавательные навыки детей, учить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развивать критическое мышление при решении проблем. Проектом по обучению детей основам анализа литературных произведений наш детский сад начал заниматься с сентября 2006 года.

При составлении и реализации  плана проекта мы  придерживались алгоритма организации деятельности:

·  Выявление проблемы, которую необходимо решить в ходе выполнения проекта.

·  Определение цели предстоящей деятельности.

·  Составление плана работы над проектом, его проведения.

·  Составление копилок и картотек проблем героев в литературных произведениях.

·  Организация совместной  деятельности педагогов и научного руководителя  в ходе выполнения плана работы над проектом.

·  Дальнейшее использование результатов составленных картотек, перевод их в «копилку проблем».

На основе алгоритма анализа литературного произведения, предложенного научным руководителем, к.п.н. Т.А. Сидорчук и ее коллегами, нами был разработан алгоритм, помогающий педагогам выстраивать ход занятия по ознакомлению детей  с художественной  литературой. В нем были заложен следующий алгоритм:

Название сказки;

Выбор героя;

Что хотел герой;

Что ему мешало;

Что он делал, чтобы решить проблему;

Кто помог решить проблему;

Какой результат получил;

Совет герою или жизненное правило;

Какие свойства характера приобрел.

При анализе проблем героев в литературных произведениях, стало возможным научить дошкольников чувствовать и формулировать ключевую проблему главных героев; анализировать поступки и характеры этих героев, способы решения  проблем, и,  что самое ценное, научить находить аналоги в жизни, формулировать главную идею произведения, то есть некое «жизненное правило», которым дети руководствуются  в своей деятельности.

В ходе работы над проектом мы создали ряд условий  для освоения правил работы с проблемами:

·  Работа с детьми проходит по типу тренинга на каком- либо занятии или в свободное время.

·  Перед анализом литературных проблем необходимо мотивировать детей.

·  Во время анализа проблемы не допускать преобразование текста и не решать проблемы за героя. Анализ происходит по авторскому тексту.

·  Во время работы с проблемами общение детей должно быть свободное, рекомендуется моделировать действие героев, перемещаться в пространстве с группой детей.

·  Произведение читается до обсуждения проблемы на кануне или часа за два до беседы.

·  После анализа проблемы литературного героя желательно повторное чтение.

·  Обсуждение проблем ложно быть динамичным и коротким по времени (5-10мин).

·  Педагог задает четко вопросы и ждет ответа от детей, при этом наставятся цели не вспоминать весь текст литературного произведения и не переключаться на проблемы другого героя.

·  Перечислять что герой делал лучше по тексту с момента появления желания у героя до момента решения  (или не решения) проблемы.

Похожие материалы

Информация о работе