«Вода и ее значение в жизни»
(Протокол проекта средней группы)
ПРОБЛЕМА: Вода встречается везде, мы ею пользуемся, но не осознаем значения этого вещества в нашей многообразной жизни. Надо, что бы дети и некоторые взрослые осознано относились к использованию воды и берегли ее.
ЦЕЛЬ: Создать условия, при помощи которых у детей сформируются представления о значении воды в нашей жизни. Выработать потребность в бережном отношении к воде.
ЗАДАЧИ:
1.Формировать и расширять знания детей о значении воды в жизни:
а) вода- источник жизни б) вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека.
2.Дать знания об источниках питьевой воды
3.Формировать представления о некоторых видах природных водоёмов.
4.Познакомить с круговоротом воды в природе.
5.Расширить знания детей о свойствах воды.
6.Организовать деятельность детей по созданию альбома «Волшебница-вода»
7.Активизировать и обогащать словарь детей образными характеристиками признаков воды.
8.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также умение отстаивать собственное мнение.
9.Прививать бережное отношение к воде в повседневной жизни.
1 ЭТАП:
На 1 этапе мы подвели детей к проблеме о значении воды в жизни, что люди потребляют воду, не ценя её. Нами было замечено, что дети стали проявлять интерес к нашей проблеме. Отсюда перед нами встала цель создать ситуации, при которых у детей формировались представления о значимости воды в жизни. Таким образом, дети сами вовлекались в процесс при создании нами проблемных ситуаций. Из поставленной проблемы и определённой цели, стали возникать задачи. Одной из самых важных задач на первом этапе нашей работы явилась организация деятельности детей по созданию альбома «Волшебница-вода», где могли бы постепенно систематизироваться знания детей о признаках воды.
2 ЭТАП:
На втором этапе мы создали все условия для поиска ответов на поставленные вопросы. Все наши ответы мы постепенно отображали новой страницей альбома, где дети были инициаторами изображения. Таким образом, перед нами встали следующие задачи: дать представление о некоторых видах водоёмов – здесь мы вместе с детьми пришли к тому, что воды на земле больше чем суши и оговорили тот момент, что есть большие водоемы, такие как океан, море, река. А есть маленькие водоёмы озеро, пруд, ручей. Подводили детей к этому через разные формы работы: занятия по ознакомлению с окружающем, занятия по формированию математических представлений - измеряли реку и ручей, сравнивали по ширине и длине. И как вывод этой задачи, явилась страница предложенная детьми.
Далее решалась задача знакомство детей с источниками питьевой воды, мы детей подводили к понятию того, что есть солёная вода, а есть пресная (питьевая). Питьевая, в свою очередь, может делиться на мёртвую (очищенную воду) и минеральную воду, которая несёт много полезных веществ для организма человека. Здесь, совместно с родителями и детьми, нами была организована выставка питьевой и минеральных вод на тему: «Волшебница-вода». Разработаны правила различения столовой и минеральной воды и сформировано понятия их использования.
Здесь же мы подводили детей к тому, что вода является источником жизни не только для человека, но и для мира природы в целом. Какое место занимает вода в жизни растений, мы поняли из эксперимента, за который отвечал Витя К.: «Я был ответственный за эксперимент с цветами. Взял два цветка астры, один поставил в баночку с водой, а другой без воды. И каждый день наблюдал за ними. У меня была тетрадка, я в ней зарисовывал, что с цветами делалось. Цветок без воды начал вять, засыхать. А цветок с водой долго стоял. И я понял, что вода помогает продлить жизнь цветам». Этот вывод мы распространили на весь растительный мир.
Далее ставилась задача расширить знания детей о свойствах воды, а также познакомить с круговоротом воды в природе. Эти задачи мы решали в совместной деятельности с детьми через опыты и эксперименты. Нами были поставлены следующие опыты: превращения воды в лёд, в пар, растворимость веществ в воде (камни, песок, глина, сахар, крахмал), вода не имеет цвета (окрашивание воды в разные цвета) и опыт образования дождевых капель. Нами сделана картотека опытов. С круговоротом воды дети познакомились через игру «Ходят капельки по кругу», а также отобразили круговорот воды в природе на одном из листов нашего альбома. Использовался метод маленьких человечков. Вот как рассказывает о круговороте воды в природе по странице альбома Алсу С.:
«Светит солнышко на лужу, а в ней человечки жидкие. Им становится жарко, они становятся легкими и водичка испаряется. И попадает в тучку. Когда легким человечкам водички становится холодно в туче, они к друг другу прижимаются, начинает капать дождик на землю, по земле бегут ручейки они опять попадают в речку или лужу».
3 ЭТАП: На третьем этапе нами решались задачи экологического плана. Мы говорили о бережном отношении к воде. Подводили детей к обобщающим знаниям. Использовался системный анализ. Были получены следующие результаты: обобщение знаний детей через пополнения альбома «Волшебница-вода» и создание службы «Защита воды». Перед созданием службы, детьми были созданы знаки, говорящие об экономном использовании воды в кране. Эти знаки были развешаны в прачечной, на кухне, у себя в группе и других группах детского сада. Обозначено в уголке дежурств постоянная служба (дежурство) по сохранности воды. Совместно с музыкальным работником создан гимн службы «Защита воды»:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап-кап-кап…
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря-зря-зря!
А то пройдёт немного лет
И нет водицы нет-нет-нет.
Служба защиты воды (два ребенка ежедневно) контролируют использование воды во всем детском саду.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.