Анализ объема производства и реализации услуг связи, страница 9

Наименование вида услуг связи

Количество услуг (абонентов), тыс.ед.

Средняя доходная такса, руб.

Выручка, млн. руб.

предыдущего года

отчетного года

предыдущего года

отчетного года

предыдущего года

отчетного периода

по тарифам предыдущего года

фактическая

1

2

3

4

5

6

7

8

1 Обслуживание среднего количества абонентов местной телефонной связи

1952

1980

2091,6

2092,2

4082,8

4141,4

4142,5

2 Установка, перестановка телефонов

18

20

1640,0

1650,0

29,5

32,8

33,0

3 Прочие услуги

160

220

109,4

340,9

17,5

24,1

75,0

 Итого

-

-

-

-

4129,8

4198,3

4250,5

Третье действие. Проводится расчет влияния факторов либо методом цепных подстановок (оценивается абсолютное влияние), либо индексным методом (оценивается относительное влияние).

Расчет абсолютного влияния факторов производится методом цепных подстановок по формулам

;                                         (3.10)

                                           (3.11) где  – изменение выручки за счет влияния изменения объема,                    предоставляемых услуг связи, млн. руб.;         – изменение выручки за счет влияния изменения тарифов                     на услуги связи, млн. руб.;          – объем услуг i-го вида базового периода, тыс. ед.;           – объем услуг i-го вида отчетного периода, тыс. ед.;           – средняя доходная такса услуги i-го вида в базовом                    периоде, тыс. руб.;           – средняя доходная такса услуги i-го вида в отчетном                   периоде,тыс. руб.

Например, доходы по обслуживанию абонентов местной телефонной связи за счет влияния факторов составят

 млн. руб.           

 млн. руб.              

Расчет относительного влияния факторов на изменение выручки производится индексным методом на основе формул

;                                       (3.12)

                                           (3.13) где  – индекс изменения выручки за счет влияния изменения                   объема предоставляемых услуг связи или изменения                   тарифов;

 – объем услуг связи i-го вида в базовом периоде, тыс. ед.;        – объем услуг связи i-го вида в отчетном периоде, тыс. ед.;        – средняя доходная такса услуги связи i-го вида в базовом                 периоде, руб.;        – средняя доходная такса услуги связи i-го вида в отчетном                 периоде, руб.

Результаты расчетов сводятся в таблицу 3.5.

Далее проводится оценка влияния факторов на изменение доходов по предоставлению услуг связи. Относительная оценка влияния тарифов на изменение выручки характеризует индивидуальный, характерный для данного предприятия связи, индекс повышения тарифов. Сопоставляя его с общим индексом инфляции на потребительские товары и услуги  или индексом повышения тарифов на услуги отрасли связи, делается вывод о степени повышения тарифов на услуги связи в отчетном периоде.

Таблица 3.5 – Влияние факторов на изменение выручки по                                   местной телефонной связи

Наименование вида услуг связи

Влияние фактора

абсолютное, млн. руб.

относительное

услуг

тарифа

общее

услуг

тарифа

общее

1 Обслуживание среднего количества абонентов местной телефонной связи

58,6

1,1

59,7

1,014

1,000

1,014

2 Установка, перестановка телефонов

3,3

0,2

3,5

1,112

1,006

1,119

3 Прочие услуги

6,6

50,9

57,5

1,377

3,112

4,286

Итого

68,5

52,2

120,7

1,017

1,012

1,029