Анализ объема производства и реализации услуг связи, страница 11

При оценке уровня себестоимости, её фактическое значение за каждый исследуемый период сопоставляют с уровнем эталонной себестоимости. В качестве эталонной себестоимости принимается средний абсолютный уровень себестоимости, сложившийся на данный вид услуг связи по передовым предприятиям связи аналогичного типа, либо средний сложившийся уровень себестоимости по подотрасли. Если фактический уровень себестоимости по данному виду услуг связи намного ниже эталонного значения, то делается вывод о низком абсолютном уровне себестоимости на услуги связи. В этом случае резервы дальнейшего повышения доходов за счет снижения себестоимости на услуги связи ограничены. И, наоборот, при более высоком уровне себестоимости по сравнению с эталонным значением, делается вывод о высоком абсолютном уровне себестоимости и. соответственно, значительных резервах увеличения доходов за счет дальнейшего снижения себестоимости.

При исследовании динамики себестоимости отмечается степень её повышения или снижения.

Далее, выявляются возможности увеличения доходов за счет регулирования тарифов и за счет управления их себестоимостью (повышения рентабельности услуг связи).

При выявлении возможностей увеличения доходов за счет регулирования тарифов привлекаются данные об уровне спроса и абсолютном уровне тарифов на данный вид услуг связи.

При высоком уровне спроса и низком уровне тарифов имеются значительные возможности маневрирования тарифами и их дальнейшего повышения в целях увеличения доходов.

При высоком уровне спроса и высоком уровне тарифов имеются ограниченные возможности маневрирования тарифами и их дальнейшего повышения в целях увеличения доходов.

При низком уровне спроса и низком уровне тарифов имеются ограниченные возможности их повышения и, тем самым, увеличения доходов.

При низком уровне спроса и высоком уровне тарифов отсутствуют возможности их дальнейшего повышения и, тем самым, увеличения доходов.

При выявлении возможностей повышения рентабельности услуг за счет управления себестоимостью привлекаются данные об абсолютном уровне себестоимости на данный вид услуг связи. При высоком уровне себестоимости имеются значительные возможности их дальнейшего снижения в целях повышения рентабельности услуги связи. При низком уровне себестоимости имеются ограниченные возможности их дальнейшего снижения в целях повышения рентабельности услуги связи.

Данные таблицы 3.6 показывают, что большинство предоставляемых услуг по местной телефонной связи прибыльны, то есть окупают затраты на их производство и реализацию. По местной телефонной связи в последний период только один вид услуг приносит убыток. Однако динамика показывает, что рентабельность услуг снижается по всем видам услуг. Это также свидетельствует, что спрос на услуги местной телефонной связи падает. Поэтому необходима рациональная политика предприятия по формированию тарифов, снижению себестоимости и повышению качества услуг связи.

Пятое действие. Проводится разработка рекомендаций по совершенствованию тарифов на услуги связи или снижению себестоимости услуг.

При разработке рекомендаций по совершенствованию тарифов должны учитываться следующие условия:

-  достигнутый уровень тарифов (заниженные или завышенные);

-  влияние повышения тарифов на изменение спроса (тарифы должны стимулировать спрос);

-  изменение тарифов должно быть связано с качеством услуг связи.

Для учета перечисленных условий при разработке рекомендаций должны использоваться данные таблиц 3.4, 3.5 и 3.6, а также кривые эластичности спроса.

В основном повышение спроса на услуги связи связано тс улучшением качества услуг связи. Поэтому дальнейшим действием является анализ качества услуг связи.

3.4 Анализ качества услуг связи

Одним из основных причин, влияющих на изменение спроса является изменение качества услуг связи.

Специфические особенности услуг связи накладывают свой отпечаток на их качество. Невещественный характер услуги связи и неотделимость ее производства и потребления приводят к следующим последствиям:

-  качество работы и качество услуги связи неотделимые понятия;