Анализ объема производства и реализации услуг связи, страница 10

На основе оценки соотношений влияния изменения объема услуг и тарифов на изменение доходов и абсолютного уровня тарифов делается заключение о степени влияния повышения тарифов на изменение спроса на тот или иной вид услуг связи и наличии резервов повышения доходов за счет того или иного фактора.

Данные таблицы 3.5 показывают, что в целом по предприятию даже прирост тарифов по местной телефонной связи всего на 1,2% очень незначительный повлиял на повышение спроса (услуги увеличились только на 1,7%). Относительный рост тарифов и их влияние на изменение доходов (1,012) намного ниже уровня инфляции, сложившегося в Российской Федерации за этот период на услуги связи. Это свидетельствует о снижении спроса на услуги местной телефонной связи. Такое снижение спроса при незначительном повышении тарифов возможно только за счет недостаточного уровня качества услуг по сравнению с другими более качественными видами услуг.

При рассмотрении отдельных видов услуг видно, что спрос пока имеется на прочие разовые услуги местной телефонной связи.

В рамках более детального анализа можно исследовать влияние факторов на изменение доходов отдельно по городской и сельской телефонной связи.

Четвертое действие анализа. Делается оценка степени обоснованности установленных тарифов, их уровня и возможностей увеличения доходов за счет их дальнейшего регулирования. Для этого формируется таблица с аналитическими данными под номером 3.6.

При формировании таблицы данные о себестоимости услуг связи берутся из материалов управленческого учета. Затратная рентабельность, заложенная в тарифах определяется расчетным путем на основе преобразования формулы

              mi = сi х (1+Рз / 100)                                          (3.14)

Отсюда

              Рз = [(mi – сi) / сi] х 100,                                    (3.15) где  mi – средняя абонементная плата (средняя доходная такса                на услугу связи), руб.;         сi – себестоимость i – ой услуги связи, руб.;         Рз – рентабельность производственная (затратная) i – ой услуги связи, %.

Таблица 3.6 – Себестоимость и рентабельность услуг связи

Наименование вида услуг

Средняя доходная такса, руб.

Себестоимость услуги, руб.

Рентабельность услуги, %

предыдущего года

отчетного года

предыдущего года

отчетного года

предыдущего года

отчетного года

1 Обслуживание    абонентов местной    телефонной связи

2091,6

2092,6

1901,5

1937,6

10,0

8,0

2 Установка,    перестановка    телефонов

1640,0

1650,0

1496,4

1571,4

9,6

5,0

3 Прочие разовые    услуги связи

109,4

340,9

240,0

375,0

(-5,4)

(-9,1)

На основе данных таблицы 3.6, прежде всего, оценивается уровень рентабельности по каждому виду услуг связи. Если уровень рентабельности услуги связи составляет свыше 20 %, то данный вид услуг считается высокорентабельным. Если уровень рентабельности услуги связи составляет от 5 % до 20 %, то рентабельность данного вида услуг считается средним. Если уровень рентабельности услуги связи составляет ниже 5 %, то данный вид услуг считается низкорентабельным. Отдельные виды услуг связи могут быть и убыточными.

Далее исследуется динамика рентабельности по каждому виду услуг связи. Критерием положительных изменений рентабельности будут являться  следующие положения. При низком уровне рентабельности – её повышение. При среднем уровне рентабельности – её повышение или стабилизация на одном уровне. При высоком уровне рентабельности – её повышение, стабилизация и даже незначительное снижение, так как высокий уровень рентабельности поддерживать достаточно трудно.

После этого оценивается уровень и динамика себестоимости по каждому виду услуг связи.