На основе оценки соотношений влияния изменения объема услуг и тарифов на изменение доходов и абсолютного уровня тарифов делается заключение о степени влияния повышения тарифов на изменение спроса на тот или иной вид услуг связи и наличии резервов повышения доходов за счет того или иного фактора.
Данные таблицы 3.5 показывают, что в целом по предприятию даже прирост тарифов по местной телефонной связи всего на 1,2% очень незначительный повлиял на повышение спроса (услуги увеличились только на 1,7%). Относительный рост тарифов и их влияние на изменение доходов (1,012) намного ниже уровня инфляции, сложившегося в Российской Федерации за этот период на услуги связи. Это свидетельствует о снижении спроса на услуги местной телефонной связи. Такое снижение спроса при незначительном повышении тарифов возможно только за счет недостаточного уровня качества услуг по сравнению с другими более качественными видами услуг.
При рассмотрении отдельных видов услуг видно, что спрос пока имеется на прочие разовые услуги местной телефонной связи.
В рамках более детального анализа можно исследовать влияние факторов на изменение доходов отдельно по городской и сельской телефонной связи.
Четвертое действие анализа. Делается оценка степени обоснованности установленных тарифов, их уровня и возможностей увеличения доходов за счет их дальнейшего регулирования. Для этого формируется таблица с аналитическими данными под номером 3.6.
При формировании таблицы данные о себестоимости услуг связи берутся из материалов управленческого учета. Затратная рентабельность, заложенная в тарифах определяется расчетным путем на основе преобразования формулы
mi = сi х (1+Рз / 100) (3.14)
Отсюда
Рз = [(mi – сi) / сi] х 100, (3.15) где mi – средняя абонементная плата (средняя доходная такса на услугу связи), руб.; сi – себестоимость i – ой услуги связи, руб.; Рз – рентабельность производственная (затратная) i – ой услуги связи, %.
Таблица 3.6 – Себестоимость и рентабельность услуг связи
Наименование вида услуг |
Средняя доходная такса, руб. |
Себестоимость услуги, руб. |
Рентабельность услуги, % |
|||
предыдущего года |
отчетного года |
предыдущего года |
отчетного года |
предыдущего года |
отчетного года |
|
1 Обслуживание абонентов местной телефонной связи |
2091,6 |
2092,6 |
1901,5 |
1937,6 |
10,0 |
8,0 |
2 Установка, перестановка телефонов |
1640,0 |
1650,0 |
1496,4 |
1571,4 |
9,6 |
5,0 |
3 Прочие разовые услуги связи |
109,4 |
340,9 |
240,0 |
375,0 |
(-5,4) |
(-9,1) |
На основе данных таблицы 3.6, прежде всего, оценивается уровень рентабельности по каждому виду услуг связи. Если уровень рентабельности услуги связи составляет свыше 20 %, то данный вид услуг считается высокорентабельным. Если уровень рентабельности услуги связи составляет от 5 % до 20 %, то рентабельность данного вида услуг считается средним. Если уровень рентабельности услуги связи составляет ниже 5 %, то данный вид услуг считается низкорентабельным. Отдельные виды услуг связи могут быть и убыточными.
Далее исследуется динамика рентабельности по каждому виду услуг связи. Критерием положительных изменений рентабельности будут являться следующие положения. При низком уровне рентабельности – её повышение. При среднем уровне рентабельности – её повышение или стабилизация на одном уровне. При высоком уровне рентабельности – её повышение, стабилизация и даже незначительное снижение, так как высокий уровень рентабельности поддерживать достаточно трудно.
После этого оценивается уровень и динамика себестоимости по каждому виду услуг связи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.