Анализ объема производства и реализации услуг связи, страница 2

4 Услуги телеграфной (документальной) связи. Телеграфная связь – это документальная электросвязь с гарантированной доставкой сообщения в любую точку России, стран дальнего и ближнего зарубежья.

5 Услуги передачи данных и Интернет

6 Прочие услуги

В рыночных условиях хозяйствования развитие объема производства услуг обусловлено изменением соотношения спроса и предложения на услуги связи.

Спрос – это часть потребности общества в услугах связи, который может и хочет приобрести потребитель по рыночным ценам. Спрос характеризуется, с одной стороны, желанием потенциальных потребителей приобрести услугу, а с другой стороны, возможностью уплатить за него.

Предложение – это возможности предприятия (отрасли и т.д.) удовлетворить спрос или часть спроса на услуги связи по рыночным ценам. Предложение определяется производственной мощностью предприятия связи.

На стороне спроса выступает потребность по передаче сообщений, на стороне предложения – производственная мощность предприятия связи.

Под влиянием спроса и предложения происходит значительное количественное и качественное изменение в составе сети связи и, соответственно, в объеме реализации услуг связи.

Степень соответствия уровня развития объема производства, требованиям спроса потребителей, характеризует качество обслуживания потребителей услуг связи. Под качеством обслуживания понимается такой уровень развития сети связи, который благодаря своими свойствами способен удовлетворять потребности по передаче сообщений в определенной степени. С точки зрения предприятия связи в данном случае речь идет об уровне развития сети связи, для производства определенного объема услуг связи. С точки зрения потребителей услуг связи речь идет о качестве обслуживания сетью связи. Таким образом, уровень развития сети пунктов связи и качество обслуживания – одно и то же понятие, рассматриваемое с точки зрения различных субъектов анализа.

К основным свойствам качества обслуживания относятся:

-  доступность пунктов связи;

-  время действия пунктов связи;

-  ассортимент предоставляемых услуг пунктом связи.

Доступность пунктов связи характеризуется показателями их плотности и удаленности от потребителей (радиусом обслуживания). Показатели, характеризующие доступность пунктов связи подвергаются нормированию или разрабатываются их значения (уровни), доводимые в плане-задании на определенный период.

Время действия пунктов связи характеризуется показателями их распределения по времени действия в неделю, сутки, месяц, год.

Ассортимент предоставляемых услуг характеризуется показателями удельного веса пунктов, обеспечивающих предоставление различных видов услуг связи.

Обобщающим показателем качества обслуживания является показатель доходности предприятия связи. Доходность предприятия характеризуется душевым уровнем потребления услуг связи в денежном выражении одним потребителем или объемом доходов, получаемых с каждого потребителя услуг связи в год.

,                                                      (3.1) где du – показатель доходности предприятия связи, тыс. руб. / чел.;       Dод  - доходы основной деятельности, млн. руб.;       Н – численность, обслуживаемого предприятием связи, населения,              тыс.чел.

Общий объем производства и реализации услуг или выполненных работ в денежном выражении образуют доходы предприятия связи.

Доходы предприятия связи подразделяется на доходы от обычных видов деятельности или выручку от продажи и прочие доходы (рисунок 3.1).

Величину доходов от обычных видов деятельности определяет стоимостное выражение объема предоставленных услуг.

В управленческом учете для проведения анализа доходы по обычным видам деятельности, отражаемые в отчете о прибылях и убытках, подразделяют:

-  на выручку от реализации услуг связи (доходы основной деятельности);

-  на выручку от реализации нетрадиционных услуг (доходы неосновной деятельности).

Доходы предприятия связи