- некачественная работа, то есть услуга с нарушением качества непосредственно доходит до потребителя;
- ущерб от некачественной услуги связи может быть несопоставим со стоимостью этой услуги, то есть многократно выше;
- услугу с нарушением качества нельзя заменить, нельзя устранить брак.
Таким образом, к качеству услуг связи предъявляются повышенные требования.
Под качеством услуги связи понимается совокупность свойств, делающих её пригодной удовлетворять потребности общества по передаче сообщений в соответствии с ее назначением. Такими свойствами являются:
- скорость передачи сообщений;
- надежность (безотказность), предоставляемых потребителю средств связи;
- достоверность (сохранность, разборчивость, точность) передачи и воспроизведения сообщений.
Услуга связи может выступать в двух формах:
- в форме обмена (междугородный разговор, телеграмма, письмо и так далее.);
- в форме предоставляемых средств связи, то есть каналов (телефонный аппарат, радиоточка, абонентская установка и так далее).
Для услуги связи, выраженной в форме обмена, главными потребительскими свойствами являются скорость передачи сообщения и её достоверность.
Для услуги связи, выраженной в форме каналов, главными потребительскими свойствами являются надежность предоставляемых средств связи и достоверность сообщения.
Таким образом, услуга связи, выраженная в форме каналов по качеству намного выше, чем услуга связи, выраженная в форме обмена.
Для количественного измерения качества услуг связи используется система показателей:
- единичных, характеризующих одно из свойств услуги связи;
- комплексные, характеризующие несколько свойств услуги связи;
- обобщенные, характеризующие качество услуг связи в целом по предприятию связи.
Единичные показатели качества услуг связи характеризуют одно из свойств услуги конкретной подотрасли связи. В целом они объединены в систему (номенклатуру) показателей качества услуг в разрезе каждой подотрасли связи. Номенклатура единичных показателей качества услуг связи представляет собой перечень наименований показателей качества с указанием документа (формы первичного учета), являющейся источником информации по каждому единичному показателю.
Комплексные показатели характеризуют группу свойств услуг каждой подотрасли связи. В качестве комплексного показателя принят коэффициент качества услуги связи
(3.16) где - коэффициент качества услуг связи конкретной подотрасли связи в баллах; - оценка в баллах j-го единичного показателя качества услуг данной подотрасли связи; q – количество оцениваемых единичных показателей, установленных для характеристики качества подотрасли связи.
Оценка качества в баллах по каждой подотрасли связи определяется по шкале предельных значений единичных показателей качества услуг связи. Шкала предельных значений разрабатывается и используется на конкретном предприятии связи.
К обобщенным показателям относится либо общий коэффициент качества услуг связи по совокупности всех подотраслей, либо жалобы на работу предприятия связи (если балльная оценка на предприятии не используется).
Жалобой является, выраженная в письменном или устном виде, неудовлетворенность потребителя в качестве услуг связи. В силу специфических особенностей услуг связи, брак непосредственно доходит до потребителя. Поэтому жалобы являются единственной возможностью потребителя как-то отреагировать на некачествунную услугу связи.
Жалобы подразделяются:
- на обоснованные, то есть характеризующую брак в работе предприятия связи;
- на необоснованные, то есть нацеленные на недостатки, которые не зависят от предприятия связи.
Последовательность анализа включает несколько действий.
Первое действие. Производится сбор, обработка исходных данных, построение таблиц и диаграмм. Форма таблиц произвольная.
Второе действие. Оценивается степень улучшения качества услуг связи за счет влияния научно –технического прогресса. Для этого исследуется структура доходов в сопоставимых ценах по услугам, выраженным обменом и каналами связи по всем подотраслям (табл. 4.8).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.