Анализ объема производства и реализации услуг связи, страница 6

Результаты расчетов сводятся в таблицу 3.2.

На основе данных таблицы 3.2 сначала оценивается состояние предприятия связи по уровню доходности. Для этого фактическое значение душевого уровня потребления услуг связи в денежном выражении сопоставляется с эталонным значением. В качестве эталона принимается:

·  нормативное значение душевого уровня потребления услуг в денежном выражении;

·  среднее значение по передовым предприятиям аналогичного типа;

·  значение, заложенное в плане задании на данный год;

·  среднеотраслевое значение и так далее.

Использование того или иного эталона зависит от цели анализа, наличия данных и других условий.

Если значение показателя душевого уровня потребления услуг в денежном выражении в отчетном периоде будет выше или равно эталонному значению, то состояние предприятия по получению доходов с каждого потребителя услуг связи будет считаться удовлетворительным. Если ниже – неудовлетворительным.

На основе данных, приведенных в таблице 3.2, можно сделать следующий вывод.  Состояние предприятия связи по уровню доходности (душевому уровню потребления услуг связи в денежном выражении) неудовлетворительное. В последнем анализируемом периоде предприятие связи каждому жителю в среднем предоставило услуг на сумму 9,78 тыс. руб. По аналогичным предприятиям связи было предоставлено услуг на сумму 9,85 тыс. руб.

Далее оценивается работа предприятия связи по повышению доходности за исследуемый период. Для этого исследуется динамика фактической доходности в сопоставлении с эталонным значением. Если темп роста фактического уровня потребления услуг в денежном выражении выше темпа роста эталонного значения, то работа по повышению доходности считается удовлетворительной. И, наоборот, более низкие темпы роста фактического уровня доходности по сравнению с темпами роста эталонного значения свидетельствуют о неудовлетворительной работе предприятия связи по повышению доходности.

Работу предприятия связи по повышению доходности можно признать удовлетворительной. За исследуемый период разница между фактическим душевым уровнем потребления услуг в денежном выражении и эталонным значением уменьшилась. Темпы прироста фактического душевого уровня потребления услуг в денежном выражении превышают темпы прироста эталонного значения (18,0 > 10,1 %).

Далее оцениваются основные направления в работе предприятия по повышению доходности. Для этого исследуется влияние основных факторов на изменение уровня потребления услуг в денежном выражении.

Положительным моментом в работе предприятия связи будет считаться изменение доходности предприятия связи преимущественно за счет изменения объема предоставленных услуг связи каждому потребителю. Оценивается также степень повышения тарифов на услуги связи. Для этого индекс изменения тарифов на услуги связи сопоставляют с индексом повышения цен на услуги связи в целом по отрасли связи (или на потребительские товары и услуги, заложенные в годовых планах страны).

В приведенном примере объем предоставляемых услуг каждому потребителю в динамике снижается на 3,3 %. что является недостатком в работе предприятия. Доходность предприятия связи повышается в основном за счет изменения тарифов на услуги связи (на 22,1%). Слишком сильное повышение тарифов повлияло на снижение спроса на услуги связи. Таким образом, направления в работе предприятия связи по повышению доходности выбраны неверно.

Далее обосновываются основные направления в работе на следующий плановый период, связанные с повышением спроса и формированием оптимальной тарифной политики предприятия.

В приведенном примере основными направлениями в работе предприятия по степени приоритетности будет являться:

1 Повышение спроса на услуги связи, за счет улучшения качества и активизации работ с потребителями услуг связи.

2 Формирование оптимальной тарифной политики предприятия

Четвертое действие.  Для реализации выявленных направлений по повышению доходности, в рамках дальнейшей детализации, проводится анализ структуры и динамики доходов основной деятельности по подотраслям связи.