Анализ объема производства и реализации услуг связи, страница 5

Наименование показателей

Год

Изменение

предыдущий

отчетный

абсолютное

в %

1 Доходы основной деятельности,    млн. руб.

13446,9

17481,0

4034,1

30,0

2 То же, в сопоставимых    ценах, млн. руб.

13446,9

14320,0

873,1

6,5

3 Обслуживаемое население,    тыс.чел.

1622,2

1786,8

164,6

10,1

4 Доходность предприятия связи    (душевой уровень потребления    услуг связи), тыс. руб./чел.

8,289

9,783

1,494

18,0

5 То же, в среднем по передовым    филиалам связи, тыс. руб./чел.

8,95

9,85

0,90

10,1

6 Изменение доходности    предприятия связи за счет:

- изменения объема      предоставления услуг на 1 чел.

-

-

- 0,275

-3,3

- изменения тарифов на услуги      связи

-

-

1,769

22,1

При формировании таблицы 3.2 рассчитывается уровень и динамика душевого уровня потребления услуг связи в денежном выражении.

Душевой уровень потребления услуг связи в денежном выражении (доходность филиала) показывает размер объема услуг, реализованный предприятием связи каждому потребителю в денежном выражении.

Душевой уровень потребления услуг связи в денежном выражении (доходность предприятия связи) рассчитывается по формуле (3.1).

Далее рассчитывается влияние факторов на изменение душевого уровня потребления услуг связи.

На изменение доходности влияют следующие факторы:

- изменение объема услуг связи, предоставленных каждому потребителю в год (душевого уровня потребления услуг связи в натуральном выражении);

- изменение тарифов на услуги связи;

Факторная модель имеет следующий вид

,                                        (3.3)

где   - объем реализованных услуг в год i-го вида, тыс. ед.

 - средняя доходная такса услуги i-го вида, руб.;

Н – численность, обслуживаемого предприятием связи,              населения услуг, тыс.чел.

Расчет влияния факторов на изменение доходности предприятия связи проводится методом цепных подстановок или индексным методом.

При использовании метода цепных подстановок влияние изменения душевого уровня потребления услуг связи, предоставленных каждому потребителю, рассчитывается по формуле

,                               (3.4)

где   - прирост (снижение) доходности за счет изменения                      душевого уровня потребления услуг связи, тыс. руб./чел.;

- объем услуг связи i-го вида отчетного и базового года,                     тыс. ед.;

 - средняя доходная такса на услуги связи i-го вида в базовом                   периоде, руб.;

 - численность обслуживаемого населения, чел.

 тыс. руб./чел.  

При использовании индексного метода влияние изменения душевого уровня потребления услуг связи на прирост или снижение доходности предприятия связи рассчитывается по формуле

                           (3.5)

       

В приведенном примере, за счет изменения душевого уровня потребления услуг связи произошло снижение доходности на 0,275 тыс. руб./чел. или на  3,3 %.

При использовании метода цепных подстановок влияние тарифов на изменение доходности предприятия связи рассчитывается по формуле

 ,                                     (3.6)

где   - изменение доходности предприятия связи  за счет влияния                    тарифов на услуги связи, руб.;

 - средняя доходная такса на услуги связи i-го вида в                     отчетном базовом периодах, руб.

 тыс. руб./чел.     

При использовании индексного метода влияние тарифов на прирост или снижение уровня фондоотдачи рассчитывается по формуле

                               (3.7)

                     

В приведенном примере за счет изменения тарифов на услуги связи прирост доходности составил 1,769 тыс. руб./чел. или на 22,1%