Внедрение роботов (Глава 8 книги "Роботы и автоматизация производства"), страница 14

8.7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

На ранней стадии функционирования новых роботизированных технологических комплексов техники, которые устанавливали робот, обычно остаются ответственными за его работу, изменение программы и обслуживание. Для передачи их знаний по управлению и обслуживанию персоналу, который обычно этим занимается в зоне, где установлен робот, организуется техническое обучение на рабочем месте. Иногда производители роботов считают целесообразным содержать школы для обучения рабочего и обслуживающего персонала обращению с выпускаемым оборудованием. Особенно разумно это по отношению к техническому обслуживанию. Здесь требуется оговорка. Не следует ожидать, что производители роботов обеспечат начальное техническое обучение обслуживающего персонала по таким вопросам, как основы гидравлики и электроники. Некоторые пользователи роботов посылают на курсы новичков, не обученных техническому обслуживанию и не имеющих в этом вопросе опыта, рассчитывая, что они за несколько дней станут специалистами. На деле же так не получается.

Часто требуется проводить обучение программированию робота, особенно если робот имеет режим программирования с клавиатуры. Опытные техники или инженеры лучше программируют g клавиатуры, чем операторы или обслуживающий персонал. Если персонал не обладает опытом программирования роботов до начала стадии планирования, ему необходимо пораньше начать проходить курс обучения, который производитель покупаемого робота организует для потребителя.

Выводы

Многие руководители и инженеры на производстве преждевременно обращаются к внедрению роботов. Легко переоценить возможности роботов, особенно когда имеешь дело с необычным объектом производства или с необычной разновидностью технологического процесса.

При систематическом подходе к внедрению роботов этот процесс разбивается на пять стадий, а именно: планирование, дооснащение, моделирование, установка и производство. Процесс до некоторой степени итеративен, с возможностью возвращения на каждой ступени к более ранним стадиям. Не исключена возможность полного отказа от задуманного ими обращения к жесткой автоматизации. Если даже от проекта в конце концов отказались, само внедрение стадия за стадией дает ценную информацию и способствует повышению эффективности и стабильности технологического процесса. Иногда эти побочно получаемые выгоды более существенны, чем прямые, определяемые непосредственно применением робота.

Поскольку наличие промышленного робота не является обязательным на протяжении большей части процесса внедрения, стадии планирования, дооснащения и испытаний часто могут быть выполнены в сторонних лабораториях или в университетских центрах робототехники и автоматизации. Такие центры могут служить идеальной базой для экспериментирования и предоставить необходимые приборы для контроля времени цикла и повторяемости процесса. Например, маломощные лазеры с успехом применяют для контроля положения робота после отработки нескольких циклов. Эти центры располагают также совершенными таймерами, программируемыми контроллерами и штатом исследователей-студентов.

Вне зависимости от того, происходит ли экспериментальное апробирование и внедрение новой идеи роботизации на месте или в сторонней лаборатории, как руководство, так и рабочие должны быть осведомлены о целях проводимых работ и о состоянии дел. Причастность к проекту не должна ограничиваться простой оценкой происходящего, должен быть обеспечен свободный обмен идеями и возможность активного участия. Рабочие — операторы технологических процессов, подлежащих автоматизации, и их непосредственное начальство — мастера обладают таким опытом и знанием выпускаемой продукции и технологического процесса, который не могут иметь техники и инженеры, непосредственно ответственные за разработку проекта роботизации. Участие рабочих и мастеров во внедрении принесет также свои дивиденды на стадии производства, когда производственный персонал нужно обучить управлению и обслуживанию нового роботизированного технологического комплекса.