Аристотель («Политика») писал о том, что истинное гражданство, а следовательно, и составленное из граждан сообщество, существует только там, где верховная власть действует в интересах всеобщего блага. Лица, признаваемые гражданами (не рабы и не неполноправные) могут принимать «равное участие во всех выгодах общественной жизни».
Цицерон утверждал, что гражданское общество - ассоциация полноправных граждан, проживающих в городе, который был для них - наш и только наш город.
В период средневековья не было разделения между государством и гражданским обществом. Каждый человек принадлежал к специфической общности - сеньории, т. е. принадлежал государю. Феодалам разных уровней при-надлежала и вся публичная власть -г законодательная, исполнительная и су-дебная. Многомерный средневековый коллективизм (семья, приход, вассалитет, коммуна, корпорация) окружил слово «индивид» ореолом подозрительности. «Индивид - это тот, кто мог ускользнуть из-под власти группы при помощи какого-либо обмана. Он был жуликом, заслуживающим если не виселицы, то тюрьмы. Индивид вызывал недоверие» (М. Гофф «Цивилизация средневекового Запада»).
После буржуазных революций государство отделяется от гражданского общества, ограничиваясь только установлением некоторых общих принципов и правил. Происходит отчуждение частной жизни от публичной, граждан друг от друга, поскольку все общество делится на частные интересы, конкурирующие друг с другом.
Само понятие «гражданское общество» появилось в XVII в., в частности, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка. Т. Гоббс изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, возникающего при переходе от природного (естественного) состояния необузданных страстей, всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок.
Решающим образом изменяется сам человек, который превращается в гражданина не по признаку подданства (римские граждане), а потому, что он становится развитой, целостной и активной личностью.
И. Кант считал, что именно формирование гражданского общества является определяющим в соотношении свободы каждого со свободой других. Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода члена общества как человека; 2) равенство его с другими как подданного; 3) самостоятельность члена общества как гражданина
Гегель обосновал понятие гражданского общества как сферу деятельности различных общественных институтов. Основополагающие принципы, на базе которых функционирует гражданское общество, это, наряду с частной собственностью и личной свободой, «публичность» и «всеобщая осведомленность», свободно формирующееся общественное мнение, а также справедливые законы. Называя государство «политическим телом», Гегель прямо противопоставлял его гражданскому обществу. Гражданское общество имеет место не внутри, а наряду с государством. Оно вместе с семьей составляет базис и способ существования государства, зависит от государства и в какой-то мере поглощается им.
В. И. Ленин отказался даже от самого термина «гражданское общество». Это объясняется сугубо негативным отношением Маркса и марксистов ко всей «буржуазной» политической сфере, которая должна прекратить свое существование после пролетарской революции.
Рассмотрение генезиса понятия «гражданское общество» было бы неполным без учета взглядов теоретиков анархизма. Многие положения анархизма противоречивы и утопичны, но разработка идей федерации мелких автономных ассоциаций свободных производителей, создания тысяч точек соприкосновения между людьми по поводу их общих дел, ненужности излишнего централизма вполне приемлемы для практики гражданского общества .
Идеи гражданского общества в России. В России именно государство выступало инициатором формирования общественных институтов, самодеятельность снизу ограничивалось. Для России были характерны слабое развитие городов, торговли, предпринимательства, зыбкость права и отношений собственности, ригидность политической системы, лишенной обратной связи. Отсюда - бедность и неустроенность быта большинства населения и консерватизм культурных ценностей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.