Гражданское общество и правовое государство, страница 13

Основные признаки правового государства:

1 Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами.

Правовое государство предполагает правовую устойчивость Конституция Нежелательно ее постоянное изменение, дополнение и обновление.

Конституции обычно состоят двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан. Во второй части описывается характер государства (республика, монархия, федерация и т, п.), статус различных властей, правила взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.

Первые конституции были приняты в 1787 г. в США (в 1791 г. - Билль о правах) и во Франции (в 1789 г. - Декларация прав человека и гражданина; в 1791 г, - Конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появился еще раньше - в 1215, 1628, 1679. 1689 гг. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан, Оман) не имеют конституционных сводов законов. Законы в этих странах зачастую не закреплены в письменном виде и являются результатом консенсуса, проистекающего из практики повторения одних и тех же актов, не вызывающих возражений со стороны заинтересованных лиц.

Законы в правовом государстве должны быть гуманными, справедливыми, прогрессивными, закреплять неотъемлемые права человека.

2 Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов'. Государство, издавшее закон, не в праве его само же нарушать. Все органы государства и должностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами.

3 Реальность прав и свобод личности. Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы предоставлены в равной степени всем и каждому; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц; каталог прав и свобод человека должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным в документах ООН. Эти права должны быть закреплены конституционно и гарантированы практическим законодательством.

4 Взаимная ответственность государства и личности. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. В правовом же государстве делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Признается право каждого гражданина защищать свои прав и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В то же время и гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

5 Разделение функций законодательной, исполнительной и судебной властей. С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой «сдержек и противовесов» властей. Подобная система устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

6 Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением грае и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов. Господство права предполагает, чтобы суд выступал арбитром в случае нарушения права не только в правоприменительным, но и в правотворческом процессе. Суд должен быть сдерживающим фактором против нарушений права и конституции не только со стороны исполнителя, но и со стороны законодателя. Для этого необходим Конституционный суд, который обеспечивает верховенство конституции в правотворческой деятельности законодателя.