Гражданское общество и правовое государство, страница 3

Классическая теория демократии Нового времени. Положительное содержание понятия «демократия» приобрело в Новое время - в период английской и французской буржуазных революций. Ш. Монтескье, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант своими взглядами реабилитировали это понятие. Монтескье и Локк предложили институциональную основу представительной демократии, а Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.) официально признала демократию как форму государственного правления. Теория демократии Нового времени во многом шла в русле античной. Господствовала идея равенства. Демократией считалась лишь идея всеобщего участия граждан в принятии общественно значимых решений. Все остальное - не демократия. Предполагалось, что самостоятельно мыслящие, разумные индивиды, вовлеченные в политический процесс, в состоянии выработать некую идею общего блага, т. е. люди совместно определяют, что хорошо, а что плохо, отсекают все, что плохо, и решают, как добиться, чтобы стало хорошо.

Общее благо - это достижение наибольшего счастья для всех (Ж.-Ж. Руссо). Такое понимание демократии просуществовало вплоть до XIX века. Даже в США, первой стране, где впервые были закреплены формальные механизмы демократии, демократией это не называли (такое слово употреблялось как синоним французского якобинства). Слово «демократ» было реабилитировано в США лишь в пер. пол. XIX в.

Недостатки классической концепции демократии:

1 Переоценка рационального начала в человеке.

2 Не учитывалось то, что люди легко поддаются манипуляциям со стороны профессиональных политиков.

3 В реальной жизни невозможно прийти к всеобщему единому пониманию блага (А. Мигранян считает, что в самой попытке реализовать эту идею всеобщего блага уже заложены элементы тоталитаризма).

4 Не учитывалось то, что граждане довольно равнодушны к процессам, непосредственно, не связанным с их каждодневной жизнью.

Как говорил И. Шумпетер, типичный гражданин проявляет низкий уровень ментальной деятельности, как только он вступает в сферу политики. Такой гражданин анализирует и рассуждает о политике на таком уровне, который он сам назвал бы детским, если бы дело коснулось сферы его непосредственных интересов .

Концепции демократии новейшего времени. Одним из первых наиболее крупных критиков классической теории демократии был Йозеф Шумпетер (1883-1950 гг.). Он первым показал опасность манипулирования мне* нием широких неподготовленных масс со стороны опытных профессионалов-политиков. В итоге может сформироваться общая воля, которая, по сути, является порождением тех профессиональных политиков, которые в ней заинтересованы.

Демократия, по мнению Шумпетера, ни в коем случае не является управлением народа. Народ лишь избирает определенный промежуточный институт, который формирует правительство. Форма политического правления, форма режима для народа не важны, для него важны только конкретные уступки, которые этот режим может дать народу. Вместо народа, вместо большинства на авансцену выдвигается индивид. Индивиды борются за власть, народ - голосует. Политический процесс индивидуализируется.

Несколько особняком стоит теория плебисцитарной демократии, которую предложил крупнейший социолог XX века, классик западной политологии Макс Вебер (1864-1920 гг.). Главная фигура в этой концепции - харизматический лидер, избранный прямым голосованием всем народом. Вебер говорил; «Демократия - это когда народ выбирает лидера, которому он доверяет. После этого избранный народом лидер говорил «А теперь замолчите и подчиняйтесь мне». Ни народ, ни партия не должны вмешиваться в то, что он делает» .

Плюралистические концепции демократии подвергаются большой критике со стороны сторонников партисипаторной демократии или демократии участия за то, что они ставят на первое место элиту, а избирателям отводят незначительную роль. В отличие от элитистов сторонники этой концепции не считают, что иррациональность и спонтанность органично присущи народу. Это, по их мнению, результат недостаточного образования. Некомпетентности, и поэтому преодолимо.