Гражданское общество и правовое государство, страница 2

Демократия может быть прямой или непосредственной и представительной или репрезентативной.

Принятие решений путем непосредственного волеизъявления граждан осталось в античном прошлом за исключением редких референдумов и плебисцитов, остающихся чисто вспомогательным средством.

В современном государстве власть обычно осуществляется выборными органами (представительная демократия).

Воля народа выражается не в полной мере и прямо, а через институт посредников - она делегируется представителям, которые сами и начинают формулировать волеизъявление народа под собственную ответственность. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются определенные отношения, основанные на полномочиях и доверии (trust).

Представительная демократия ставит перед собой цель создать условия и возможности для четкого проведения принципа ответственности при меньшем внимании к принципу соучастия.

2 ИСТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ:

ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ИДЕИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Античная теория демократии. Идея демократии впервые была выражена Геродотом в V в. до н. э. следующим образом: демократия - это государство, построенное на равенстве (по-гречески такое государство называлось изономия (изо - равный). Основные признаки такого государства: занятие должностей согласно жребию, обязанность сановников давать отчет о своей правительственной и финансовой деятельности, сосредоточение важнейших дел, требующих обсуждения, в руках народного собрания.

Согласно Аристотелю, устроителем афинского народоправия был Эфи-альт, вождь демократической группировки, современник и единомышленник Перикла. Эфиальт провел в 462 г. до н. э. реформу, ограничившую функции ареопага - оплота аристократии. Перикл издал специальные законы по народовластию: отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и т. д.

Уже тогда древние греки столкнулись с проблемой абсентеизма (отклонение избирателей от участия в голосовании). Для борьбы с этим явлением Пёрикл предложил платить каждому за участие в народном собрании.

В афинской демократии существовал институт остракизма, т. е. изгнания отдельных граждан по решению народного собрания на определенный срок (обычно на 10 лет).

Античные философы критически относились к демократии, считая ее худшей формой государства. Пифагор, Гераклит, Демокрит, Аристотель, Полибий, Цицерон и другие утверждали, что полновластие народа приводит к пагубным последствиям, «безумию и произволу толпы, ее тиранической власти».

От такой демократии выигрывают лишь демагоги, властвующие над мнением толпы.

Аристотель описывал и другую форму правления, когда все граждане имеют право на занятие должностей, но правит не большинство, а закон. Он предложил более совершенную, как ему казалось, теорию организации власти, названную им «политией», где соединились элементы олигархии и демократии. Богатые не должны иметь очень уж много прав, а бедные не совсем исключены из политического процесса. Аристотель предлагал имущих штрафовать за отказ от участия в общественных делах, а неимущих стимулировать за участие.

Итак, в античной демократии не было идеи автономной личности или индивида с защищающими его правами, на которые не распространяется тирания большинства. И это основной ее недостаток.

При феодализме ведущей формой государственной организации являлась автократия — власть одного лица по наследству, т. е. монархия, которая отрицательно относилась к демократии, репрессируя инакомыслящих.